• Биатлон
  • Хоккей
  • Футбол
  • Теннис
  • Баскетбол
  • Гандбол
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС


Кирилл Клименков,

Тема очередного выпуска программы "Спорт-Онлайн" - пиар в спорте. Как минское "Динамо" боролось за репутацию после скандальных заявлений агентов в июне? Какие шаги повлияли на выбор России хозяйкой ЧМ-2018? И насколько спортивный пиар развит в Беларуси?



Об этом мы говорили с гостем передачи - руководителем пресс-службы ХК "Динамо-Минск" Иваном Караичевым.

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Скачать видео

Сегодня будем говорить о пиаре в спорте. Первый вопрос будет общий. Какую роль пиар играет в клубном спорте?

Пиар играет огромную роль, но в основном на Западе. На постсоветском пространстве же роль пиара сравнительно меньшая, и хотелось бы, чтобы она выросла.

Почему он играет меньшую роль?

Наверное, потому что на Западе спорт, как правило, является частным делом. Собственники заинтересованы в максимальном продвижении своих команд, в том числе и с помощью пиар-инструментов. На постсоветском пространстве собственниками клубов часто являются владельцы, которые совсем не заинтересованы в промоушене того или иного направления деятельности клуба. Поэтому они не уделяют этому сегменту достаточного внимания.

Вы сказали, что в спорте большую роль играет пиар. Это сказывается на результатах, прибыли?

Дело в том, что у клубов как минимум несколько сотен, а еще лучше несколько тысяч болельщиков. В каждом клубе эти болельщики заинтересованы в получении максимального количества информации и в том, чтобы у этого клуба был хороший имидж. Важно вести планомерную системную работу по обоим направлениям. Поэтому естественно, что если хотя бы один из двух сегментов выпадает, будь то имиджевый или информационный, то клуб и его болельщики начинают страдать.

Грубо говоря, вы живете в Москве или Лондоне, приходите утром на работу в офис и встречаете там десять человек, которые смеются над вашим клубом. А вы понимаете, что на самом деле повода для смеха нет, просто клуб промолчал. Хотя в этой ситуации он не должен был молчать. Даже в этой простой ситуации видно, что клуб недоработал.

Естественно, что если клуб не доработает в более серьезной ситуации, это может сказаться на посещаемости. Примеров можно приводить много, у каждого он свой. На Западе таких негативных примеров мало. Потому что, как я сказал, там пиар-службы развиты, и в них может работать десять и даже пятнадцать человек и заниматься одновременно несколькими направлениями. В принципе в клубах на Западе отношение к пиару такое же, как и в корпорациях. Пиар выделен в отдельное независимое направление, ему уделяется внимание. Постепенно на постсоветском пространстве приходят к тому же. Если брать футбол, то есть хорошие примеры: "Шахтер" (Донецк), "Зенит", в которых эти службы воспринимаются так же серьезно, как и маркетинг. И соответственно, есть отдача.

Давайте немного сузим постсоветское пространство до Беларуси. Насколько развит спортивный пиар в Беларуси?

Мне бы не очень хотелось давать оценку пиару спорта в Беларуси. Мое скромное личное мнение заключается в том, что многим клубам есть над чем поработать и есть где прибавить. Когда в этих клубах, не обязательно хоккейных, возникают какие-то проблемы, а за этим клубом стоит большое количество болельщиков, то, конечно, клубу желательно вести себя более активно. Им следует либо устами руководства, либо устами пресс-службы элементарно разъяснять некоторые моменты, чтобы сглаживать те катастрофические или проблемные ситуации, которые возникают.

Вы говорите, что на постсоветском пространстве пиар не так развит. Но в то же время право на проведение олимпиады в Сочи в 2014 году выигрывает Россия, и в 2018 году - чемпионат мира по футболу тоже пройдет в России. Мне кажется, какую-то роль в этом сыграло пиар-составляющее. Так ли это?

Я бы не стал преувеличивать здесь роль пиара. Потому что очень многое решили кулуарные дела. Мир устроен везде одинаково, многое решается за кулисами. Я не говорю о некорректных вещах вроде взяток. Совершенно необязательно. Это могут быть добрые отношения. Другое дело, что когда в прессе в разных странах шла открытая полемика по тем или иным заявкам, то, конечно, в этом надо было участвовать оргкомитетам, подававшим заявки. Неважно, будь то чемпионат мира или Олимпиада. Надо было участвовать в полемике и задействовать свои пиар-ресурсы, чтобы решить те или иные проблемы. Я могу привести один пример.

Все мы знаем, что когда принималось решение о месте чемпионата мира в 2018 году, то английская заявка считалась лучшей. У нее была самая лучшая инфраструктура, финансы, болельщики, ситуация расовой терпимости. Но фактически заявка провалилась. И провалилась она не только из-за кулуарных дел. Но и потому, что в тот момент, когда английская пресса начала беспощадно критиковать ФИФА за коррупционную, по их мнению, деятельность, оргкомитет совершенно не задействовал пиар-ресурсы, не дистанцировался от прессы. Они начали немного заигрывать с британской прессой. Это понятно: они живут в Англии. И соответственно, они вольно или невольно начали ассоциироваться с позицией английской прессы. А раз у людей, которые принимают решение, нажимают на кнопки или кладут бюллетени в урну для голосования, они ассоциируются с позицией английской прессы, то, конечно, отношение к британской заявке было негативным. Не у общественности, не у миллионов телезрителей или подписчиков спортивных каналов, а у конкретных двадцати-тридцати человек, которые принимают решение.

Мне кажется, англичане сделали очень мало, чтобы развеять негодование, домыслы, чтобы люди, которые принимали решение, не включали в него человеческий фактор. На мой взгляд, так произошло потому, что те люди из ФИФА, которые принимали решение, считали, что в коррупции их обвинили не только английские таблоиды, но и футбольная общественность Англии. А все из-за того, что они не дистанцировались оперативно. А должны были. Они позволили своим конкурентам: испанцам, россиянам – скромно промолчать в этот момент и позволить ситуации развиваться так, как она развивалась, и иметь на этом свои дивиденды.

Хотелось бы также обсудить пару моментов в российской заявке. Сыграло ли какую-то роль участие Путина в заявках на проведение олимпиады и чемпионата?

Сыграла, но, к сожалению, трудно судить какую, не будучи вовлеченным в процесс. Интересен тот факт, что Путин прилетел в Гватемалу и не прилетел в Швейцарию. Мое личное мнение, что россияне не были до конца уверены в победе. Иначе Путин прилетел бы, по примеру Гватемалы, и в Швейцарию. Но мне кажется, что это решение не имело никакого пиар-эффекта. Приехал бы Путин или не приехал бы, роли не играло, потому что вся работа с теми, кто голосует, уже была проведена. Где-то была получена негативная информация, где-то сказали, что россиян поддержат. В принципе приезд Путина никакой роли не играл. Представители присутствовавшего там российского правительства уже дали многомиллиардные гарантии. Как это часто бывает на голосовании, вряд ли кто-то колебался в последний момент. Поэтому я считаю, что в данном случае не стоит преувеличивать роль приезда Путина.

Сейчас посмотрим видеосюжет, и хотелось бы, чтобы Вы его как-то прокомментировали. Можно ли это неоднозначное выступление Мутко назвать неким пиар-ходом?

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Это была типичная речь "фром май харт". Мне кажется, это был не столько пиар-ход, сколько простой человеческий подход. Дело в том, что во время голосования атмосфера напряженная. Тот, кто следит за работой оргкомитета, знает, что Мутко ни разу не выступал на английском. Он всегда выступал на русском языке с переводчиком, и воспринималось как должное, что Мутко не владеет английским языком. А тут он выходит на публику и начинает говорить по-английски. На мой взгляд, это не влияет на ход голосования, но это добавляет очков российской делегации за внесенный элемент душевности. Потому что человек, который явно не производил впечатления человека, говорящего по-английски, вдруг заговорил ради чемпионата мира по футболу. Пиаром это не является, но, в любом случае, в данном случае, это добавляет очков.

Играет ли какую-то роль представление заявки кандидатов на проведение чемпионата мира? Или это просто обязательная программа, которая просто должна быть?

Мне трудно судить, потому что я не участвую в работе. Мне кажется, что в этом деле креативные заявки не играют определяющей роли. Потому что все-таки на мнение тех, кто принимает решение, воздействует совокупность факторов. Я видел презентацию России и Англии. На мой взгляд, презентация Англии была на две головы выше. А результат на табло.

Давайте дистанцируемся от мирового пиара и перейдем к белорусскому. В частности, минскому "Динамо", в котором Вы работаете и с которым был связан целый ряд событий, потребовавших пиара и определенных действий с Вашей стороны. Самое первое событие было в начале июня. Я процитирую заголовки тех дней: "Минское "Динамо" намерено пересмотреть условия контрактов с целым рядом новичков", "Сикора встретился с минским "Динамо", "Сикора и десять человек могут покинуть минское "Динамо". Это целый ряд не самых положительных новостей. Какая может быть реакция?

Корректировка контрактов производилась в сторону большей разумности, а вовсе не для того, чтобы просто снизить стоимость прописанных там нулей. Я могу рассказать хронологию того дня. Часто приходилось нажимать на кнопку F5, следить за российскими сайтами, которые устами агентов могли сказать что-то, что могло потом в течение часа уйти на просторы белорусского интернета. Появилась новость о том, что десять членов команды покидают минское "Динамо". Мой скромный опыт позволяет судить, что это был вброс человека, заинтересованного в том, чтобы процессы, которые идут в минском "Динамо", не состоялись и были пересмотрены в интересах агентов.

В той ситуации было важно сделать элементарные вещи: оперативно отреагировать таким образом, чтобы объяснить политику клуба. Поскольку деятельность тех, кто вбрасывал эту информацию, была достаточно активной, приходилось каждый раз реагировать. Не всегда такой подход является правильным. Не всегда правильно и эффективно ввязываться в бесконечную дискуссию со СМИ или отдельными авторами заявлений. Но в ситуации, когда общество не совсем понимало, что происходило в минском "Динамо" с контрактами, конечно, хотелось объяснить обществу позицию клуба и помешать людям, которые вбрасывали информацию, установить информационную монополию. При этом белорусское общество, на которое мы ориентируем большую часть наших заявлений, уже прекрасно разбиралось в ходе ситуации. В итоге благодаря постоянной активности на российских просторах люди, знающие, что за каждым спортсменом с контрактом стоит агент, поняли, что все не так драматично. Все убедились, что ни Сикора, ни хоккеисты никуда не уходят и что идет обычный рабочий процесс. Мы не заболтали тех людей, которые давали такую информацию, но мы дали такой оперативный ответ, что эти люди просто устали делать все новые заявления. Сейчас в клубе у нас со всеми агентами здоровые и конструктивные отношения. Больше такой ситуации не было. Может, потому что мы тогда дали нужный ответ. Возможно, там были не агенты, а какие-то другие заинтересованные лица. Нам не важно, кто это тогда был. Но в любом случае, мы тогда отреагировали таким образом, что больше таких ситуаций не возникало.

Но в то же время, если следить за хронологией комментариев этого события со стороны "Динамо", то можно заметить, что был Ваш комментарий, комментарий главного юриста. Но не было комментариев ни Сергея Каткова, на тот момент генерального директора, ни Юрия Бородича. Почему решили оградить от комментариев высокопоставленных лиц клуба?

Никто не решал оградить. В разных ситуациях есть разная эффективность. Иногда полезно дать комментарий высших руководителей, иногда - руководителей среднего звена, иногда - менеджеров, которые непосредственно вовлечены в ситуацию, как например, начальник юридической службы. Это не манипулирование сознанием. Надо понимать, что Юрий Бородич не будет комментировать многие ситуации, потому что для этого есть другие исполнители. Поэтому выбрали тех людей, которые были наиболее правильными в той ситуации. Так происходит все время.

Спустя несколько дней агент Шуми Бабаев заявил, что он намерен обратиться в суд. Почему в итоге до этого не дошло?

Мне трудно судить за Шуми Бабаева. Наверное, он просто понял, что лучше это решать без суда. Как это ни просто звучит, но если человек не обратился в суд, значит, он решил, что есть более эффективный способ.

Спустя день клуб покидает Сергей Катков. Ему не дали возможность комментировать, потому что сразу было ясно, по чьей вине это происходит?

Ну почему, в "Прессболе" появился комментарий о том, что руководителем клуба на тот момент были превышены полномочия. Что можно добавить к ситуации, которая и так всем очевидна? Мы внимательно следим как минимум за пятью за форумами, в том числе тремя белорусскими. И мы видим, что люди, которые болеют за "Динамо", интересуются спортом, все прекрасно поняли. Совершенно не нужно что-то дополнительно говорить по этому поводу. Достаточно дать один понятный комментарий, чем давать пять и говорить постоянно, много и ни о чем, намекать на что-то. Это никому не интересно. Мы дали один комментарий, и все всё прекрасно поняли.

Но после ухода со своего поста Сергей Катков не дал ни одного комментария. Почему? Ему нечего было сказать или это было одним из условий мирного разрыва отношений?

Я ничего не знаю об этих условиях. Я думаю, это выбор самого Сергея Каткова.

Хотелось бы обсудить еще несколько более актуальных новостей минского "Динамо". В конце октября минское "Динамо" пожаловалось в КХЛ на судейство в матче с "Локомотивом". Спустя день Континентальная хоккейная лига ответила, что, действительно, в трех из десяти случаев были кое-какие ошибки, но на ход матча они не повлияли. Как, на Ваш взгляд, это событие повлияло на имидж и пиар клуба?

На самом деле, очень повлияло. Мы все видели матч с "Локомотивом". Конечно, можно говорить, что "Динамо" проиграло и из-за ошибки Эша. На самом деле мы все прекрасно видели совокупность судейских решений. Матч судили не безусые юнцы, а серьезные и авторитетные судьи. Поэтому мы обратились к КХЛ. Это не был протест, это было письмо-претензия. В КХЛ есть определенные юридические нормы, которые не позволяют писать протесты без повода. КХЛ - не машина по ответам на протесты. Мы обратились по двум причинам. Мы хотели показать, что бывают судейские ошибки, и не только мы от них страдаем. Но мы посчитали, что это было больше, чем набор судейских ошибок.



Что Вы подразумеваете под "больше"?

Мы считаем, что судьи по каким-то причинам ряд нарушений против игроков минского "Динамо" трактовали не в пользу "Динамо", хотя прекрасно их видели. Почему это происходило, судить не мне. Но мы видели и сами были возмущены. Возмущены были и миллионы белорусских болельщиков и игроки. В этой ситуации клуб, на взгляд руководства хоккейного клуба "Динамо-Минск", на мой взгляд не может безучастно наблюдать за происходящим. Поэтому мы отправили абсолютно корректное письмо с видеонарезкой и с просьбой дать объяснение. Конечно, мы не ожидали того, что КХЛ посыплет голову пеплом. На самом деле, признание нашей правоты в трех из десяти игровых моментов является большой победой. Потому что в большинстве случаев КХЛ и на это не идет. Слава богу, с тех пор мы не жалуемся на судейство. Бывает, судейские ошибки против нас, но бывают какие-то судейские ошибки и в нашу пользу. Мы не усматриваем в этом ничего крамольного, ведь судьи – тоже люди и могут ошибаться. Люди на форумах писали, что мы молодцы, что обратились в КХЛ. Но КХЛ не такая структура, которая будет убирать судью на три месяца, будет проводить расследование. Такого в КХЛ нет. На тот момент в НХЛ, у которой гораздо больший опыт и в той же Лиге, и в таких делах, одна из команд, не помню уже, в каком матче, тоже возмущалась судейством. И НХЛ тоже не сильно падала на колени и не извинялась. Поэтому мы считаем, что Лига дала нормальный ответ. Мы им удовлетворены и не будем больше ничего инициировать.

А почему Вы не стали больше ничего инициировать? Я вспоминаю один случай, по-моему, в первом сезоне. Судья, который не очень качественно отработал в минском "Динамо", потом не работал на поединках нашей команды. Был и другой случай, когда КХЛ признала факт нарушения в матче "Динамо" (Рига) - "Ак Барс". По сути, сейчас КХЛ сказала: "Да, что-то было, но все равно мы правы". В чем тут позитив?

Позитив в том, что клуб не остался безучастным. И в том, что после того матча мы не жалуемся на судейство. Тот же судья, по-моему, отработал матч с "Нефтехимиком" и отработал ровно.

На пресс-конференции Алексей Торбин сказал, что до этого КХЛ вообще не отвечало на письма и обращения "Динамо"…

Я работаю только в этом сезоне, поэтому не знаю всей предыстории. Возможно, это зависит от того, в какой форме составлен протест. Но я не знаю всей подоплеки, поэтому мне некорректно говорить о тех людях, которые писали письма раньше. В любом случае, какую-то позицию надо выражать, но надо это делать предельно аккуратно. Иногда, на мой взгляд, некоторые клубы склонны впадать в раж, обвинять в заговоре. Не надо доводить до такой крайности. Просто надо взаимодействовать в рабочей обстановке.

Еще одна новость, повторявшаяся за последние пару недель два раза. Юрий Федорович Бородич два раза посещал команду и делал довольно серьезные заявления и критиковал клуб. Когда человек, занимающий серьезную должность и обладающий большим авторитетом в стране, посещает игроков и дает им какие-то указания, у болельщиков это находит позитивный или негативный отклик?

Разные отклики. Дело в том, что мы выкладывали не видео. Может быть, некоторые думают, что Юрий Бородич кричал или бил в дверь. Это не так. На самом деле это абсолютно рабочий момент, и не стоит его драматизировать. Очевидно, что председатель БФСО "Динамо" держит руку на пульсе. Здесь нет никаких излишних эмоций и излишнего прессинга на игроков. Это рабочий процесс.

Но после предыдущего посещения Юрием Бородичем, команда в четырех матчах набрала только два очка. Получается, такие встречи не дают должного эффекта?

Тем не менее, руководство БФСО "Динамо" и других хоккейных и футбольных клубов не только Беларуси, но и России, да и мира демонстрируют свое отношение. Кто-то выступает перед игроками, кто-то заявляет через прессу, как, например, в футболе Италии. Совершенно нормально, что кураторы, владельцы команд демонстрируют свое отношение к происходящему процессу. Если бы игроков накручивали или запирали на базе без отопления, или происходили бы другие комичные моменты, это, конечно, всеми было бы воспринято негативно. А так это рабочий момент. Я бы не стал проводить параллель между встречей Бородича с командой и серией поражений или побед. Просто работодатель в абсолютно спокойной тональности высказал свою позицию.

Такие встречи мотивируют команду или, наоборот, придают негативный оттенок? Не давит ли это на игроков?

Нет, я думаю, что делает команду еще более сконцентрированной.

Еще одна новость появилась у нас буквально за час до Вашего прихода. Шведский защитник Давид Петрашек прокомментировал итоги выборов в Беларуси. Я думаю, не столь важно, положительной или отрицательной была его оценка, но сам факт, что игрок комментирует руководство страны. Насколько это допустимо в клубе?

Если говорить об интервью Давида Петрашека, то мы не мешали ему высказывать свою позицию.

Нет ли в контракте условий о том, что игрок не имеет права обсуждать руководство страны, руководство вообще и коллег?

Я бы не стал выносить на публику то, что находится в контрактах у игроков. Контракты, составленные "Динамо", составлены современно. Все прекрасно знают, что Алексей Торбин – профессиональный юрист. В контрактах есть разные пункты, даже бонусная система, которая появилась с этого года. Она больше отражает мотивацию игроков, чем это было раньше. Подробности контрактов я Вам не расскажу, но никто не станет ходить и бить палкой за то, что мы говорим и чего не говорим. На Марека Сикору не оказывается давления, как это бывает в некоторых клубах, не указывается, что говорить, а чего не говорить.

То есть игрокам можно обсуждать руководство?

Конечно, лучше, чтобы игроки больше концентрировались на хоккее. Не потому, что Петрашек что-то сказал о стране, а просто потому что в принципе было бы здорово, если бы игроки концентрировались на игре. Но в интервью Петрашека я не вижу никакой катастрофы.

О "Динамо" пока что хватит. Давайте, поговорим о других белорусских клубах. На Ваш взгляд, какому белорусскому клубу, не обязательно хоккейному, сейчас понадобится пиар? Я, например, считаю, что футбольному "Динамо". Согласны ли Вы с этим?

Я выскажу свою личную позицию. Мне бы не хотелось, чтобы футбольное "Динамо" посчитало это официальной позицией хоккейного "Динамо". Я скажу как пиарщик. "Динамо" - это клуб, в котором часто меняются тренеры, у которого болельщики периодически создают всевозможные информационные поводы. Конечно, на мой взгляд, этому клубу нужен сильный пиарщик. И желательно не один, а два или три. Обычно получается так: один человек - пиарщик, другой - больше связан с футболом. Должен быть симбиоз для того, чтобы оперативно реагировать на ситуацию. Мне, как рядовому футбольному болельщику, читающему спортивную прессу, нерегулярно смотрящему футбольные матчи, было непонятно, почему болельщиков и косвенно клуб обвиняли в том, что у него есть фашиствующие футбольные фанаты. Я не совсем в курсе проблемы и не хочу в нее погружаться, но, на мой взгляд, клуб должен был часто и много говорить о том, что меняло бы ситуацию в его пользу. Этого не происходило. Это один из моментов.

Второй момент – это смена тренеров. Сейчас представили нового. Он провел пресс-конференцию. На мой взгляд, этого недостаточно. Мне кажется, руководству клуба, его владельцу, было бы здорово заявить в прессе о своей политике, чтобы успокоить своих болельщиков и убедить их в том, что система работает. Это мое частное мнение. Пресс-служба "Динамо" работает нормально. Но начальники пресс-службы то ли в силу функций, то ли в силу чего-то другого не занимаются этим. Есть много новостей, есть видеоотчет о прошедшем матче. Но что такое пиар? Пиар очень часто является своеобразным антикризисным менеджментом. К нам, к сотовым операторам, к автокомпаниям приковано внимание очень большого количества людей. Люди пользуются услугами мобильной связи, люди ходят на хоккейные матчи, покупают лекарства. Естественно, это не абстрактный завод пиломатериалов, на сайт которого заходит 50 человек в день. Люди, которые болеют за футбольные или хоккейные клубы, ходят на форумы. И если не давать им официальную информацию в той тональности, в которой нужно, у людей появятся домыслы, люди начнут высказывать это на форумах, на трибунах, на плакатах. Лучше делать это более цивилизованным путем с помощью простых пиар-инструментов в виде хотя бы элементарных информационных сообщений от руководства.

Из всех пиар-методов чаще всего используются сообщения в прессе. Что больше влияет на отношение к клубу: слова или конкретные действия, может, какие-то пиар-акции?

Мне кажется, что слова. Когда мы говорим о кризисных ситуациях, то лучше всего помогают слова. Проблемы часто возникают из-за неинформированности или из-за отсутствия позиции руководства. Например, у минского хоккейного "Динамо", слава богу, сейчас меньше кризисных ситуаций, чем в прошлом году в это же время. Сейчас мы проводим благотворительную акцию. Все болельщики, придя на матч, могут принести мягкие игрушки или лучше даже развивающие игры или книги для воспитанников детского приюта. Это хорошо для имиджа, но прежде всего болельщиков интересует игра. Прежде всего, всех интересует, почему ушел Пиккарайнен, почему клуб подпишет Иванова, Петрова. Благотворительность и другие пиар-акции – это вторично.

Я понял, что Вы не настроены сегодня критиковать своих коллег. Может, кого-нибудь похвалите? В каких клубах, не обязательно хоккейных, мы видим хорошую работу пиара?

В футбольном клубе "Зенит".

Я имею в виду в белорусских клубах.

Мне кажется, что можно отметить тот же футбольный клуб БАТЭ. Хотя там вся работа выстроена немного по-другому. У них часто и много выступает самый главный руководитель клуба Капский. Он доносит до общества те взгляды и вещи, которые считает нужным донести. Обществу абсолютно понятна стратегия работы. У них достаточно динамично работают ребята в пресс-службе. К тому же там часто выступает главный тренер, который является одним из ключевых, если не самым ключевым, спикером команды. В общем-то, всем болельщикам понятно, в каком направлении БАТЭ идет дальше, какие были плюсы и минусы в этом году, какой стадион, что будет с командой через два года, через пять лет. Руководство и тренерский штаб на все эти вопросы дает ответы. Можно ли это назвать работой пресс-службы или здесь больше непосредственной работы руководства – в любом случае, пиар-составляющая работает хорошо.

Вы сейчас похвалили Капского. Может, от имени "Динамо" тоже стоит обращаться Бородичу, Торбину?

Мы обращаемся к болельщикам в той разумной мере, в которой и нужно. Много – это плохо, и мало – это плохо. Должен быть разумный баланс и адекватность информационных поводов. Не все вещи должен комментировать Бородич. Порой достаточно и главы пресс-службы, или может прокомментировать кто-то из руководства, или Марек Сикора. Если посмотреть на информационное присутствие, то у нас его очень много. Начиная с Google и заканчивая прессой за последние несколько дней. Не знаю, насколько у Вас в эфире разрешена реклама, поэтому скажу, что сегодня в одном из ведущих государственных печатных СМИ появился журнал, который сделан совместно со спортивным отделом этой газеты и нашим клубом. Насколько я знаю, количество проданных экземпляров газеты будет очень большим. Конечно, не мы являемся основным поводом для покупки, но нас прочитает много людей. Поэтому я не могу сказать, что у нас мало информации. У нас то разумное ее количество, которое на самом деле нужно.

Вы похвалили работу БАТЭ в области пиара. В то же время их пресс-службой руководит журналист Сергей Дашкевич. Насколько я знаю, Вы не сторонник такого подхода.

Я хотел бы сказать, что ничего плохого нет в том, что пресс-службой руководит журналист. Но часто практика показывает, что журналист, возглавляющий пресс-службу, не совсем верно оценивает ситуацию, в которой в данный момент находится клуб. Я часто сталкивался с ситуациями, когда руководитель пресс-службы в кризисной ситуации считал своим долгом просто много говорить или особо выделять главного тренера. Но нужно четко выстраивать: что они скажут, кому, кто целевая аудитория, что сделать завтра, что послезавтра. Пиар - как шахматы. Есть хороший пример в одном из московских футбольных клубов, когда журналист с именем возглавил пресс-службу. Тут же половина журналистов стала его врагами. Он часто царил на пресс-конференции. Один раз до такой степени, что главный тренер смотрел на него с удивлением, что пресс-атташе все выступает и выступает. Плюс кризисные моменты, которые по тем или иным причинам часто возникают в клубах. Это не обязательно проблемы с руководством или тренерским штабом. Это могут быть проблемы, связанные с травмами и, как следствие, медиками. Люди думают: "много травмированных, а может, у вас медики плохие". Может быть масса причин. Обычные пиарщики умеют вести себя тем или иным образом, потому что есть разные инструменты пиара. Журналисты-пиарщики этому не обучены и начинают тупо талдычить в телеэкран совсем не то, что нужно сказать. То, что глава пресс-службы бывший или совмещающий журналист, априори неплохо, но есть много примеров, когда это не совсем действенно. Лучше всего, когда в пресс-службе сочетаются пиарщики и журналисты. Если у них конструктивное взаимодействие, то это создает большой эффект.

Наше время, к сожалению, заканчивается, но я хотел бы задать еще один вопрос. Есть ли в минском "Динамо" игроки, которые могут в том числе при помощи пресс-службы положительно повлиять на имидж клуба? И есть ли те, которые могут не очень хорошо повлиять? Я здесь говорю не о результатах, а скорее о качествах характера.

Мне трудно судить. На самом деле, мы исходим из того, что, прежде всего, от игроков мы ждем, собственно, игры. То, что они скажут в интервью, просто показывает их как личность. Конечно, если игрок возьмет мешок новогодних подарков, посетит детские дома, к этому игроку и к клубу будет хорошее отношение. Но у нас сейчас домашние игры, на которые мы приглашаем болельщиков. Болельщики, прежде всего, ждут игры, а не работы над имиджем, который будут выстраивать игроки. Будет игра, будет и хороший имидж.
-20%
-10%
-10%
-20%
-30%
-15%
-45%
-19%
-20%
-30%
0066429