• Хоккей
  • Биатлон
  • Футбол
  • Теннис
  • Гандбол
  • Баскетбол
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС


О ралли-рейдах, реальных успехах гоночной команды МАЗ и "болеем за Беларусь" – наш материал. 

Это большое счастье автомобилиста - болеть за наших. И я был счастлив: болел за белорусов. Почувствовал ощущение причастности к СОБЫТИЮ: этап “Дакара”, “Шелковый путь”, мировой масштаб. Прямая трансляция по всем каналам мира, в гостях на бивуаке – Путин. И, встав в пять утра, трясешься степью на Nissan Patrol. Гордый тем, что можешь за своих, за белорусов переживать. Ведь знаешь: амортизаторы в "МАЗе" отрываются сразу после старта. Но ребята – едут. Команда не “прикатана”, толковых тестов не было, но наши – едут! Кто за границей не тосковал, тот не поймет, как приятно повстречать своих. И как переживается во время гонки, за Беларусь болея. Едешь, едешь – и вдруг волной накатит. Как там – наши?

Никто не верил, что гоночный "МАЗ" дойдет до финиша. Он дошел - и даже не последним

Ведь все очень серьезно: в ралли-рейдах люди бьются насмерть, статистика - полторы смерти на один этап. И наши едут. Трудности преодолевая, к финишу идут. Итог: 12-е место в “Шелковом пути”, предпоследние в зачете грузовиков. На финише я был счастлив. Но - с грустинкою в глазах.

Техника в быту

Почему столько гордости за победный финиш белорусов?

- Гоночный автомобиль? Практически серийный. Гоночный здесь только мотор Д-280.5-14 мощностью около 750-800 л.с. Коробка передач стандартная, ZF. Мосты, “раздатка” взяты от серийного автомобиля. Каркас варили сами. Компоновку придумывали “на ходу”. “На ходу” переводили с французского технические условия… Так, по словам заводчан, за 4 месяца создавался гоночный "МАЗ-5309 RR".

Тесты грузовика? Честно: не успели. Немного покатали. Проверили “максималку”: 180 км/ч грузовик “пошел”. И сразу – в гонку, в бой. Это грустная правда жизни: в “дакаровских” ралли-рейдах на такой технике давно никто не едет. Серийные узлы и агрегаты – на боевой машине? Нонсенс. Поэтому и Семен Якубов, один из организаторов гонки, и все “камазовцы” в один голос сказали: не верим! То, что белорусы дошли до финиша, большой сюрприз. И это не техники - людей победа. Бессонных ночей механиков и предельной аккуратности экипажа. Поэтому наш финиш – это наша победа. Но есть и другая сторона медали.

Гараж - конкурент страны?

Экипаж 303 из команды голландца Де Роя попал в аварию и весь первый день пролежал на боку. Поэтому так и не смог догнать белорусов

Белорусы ехали бледно, потому что грузовик был построен впопыхах. Построить гоночную машину за 4 месяца – это авральный режим работы, что-то невозможное, из ряда вон. Или нет? Вот слова главного инженера команды МММР, создателя грузовика MAN, который занял в гонке пятое место.

- Сколько времени заняла постройка нашего грузовика? Примерно три месяца. Правда, первый месяц у нас до грузовика все руки не доходили. Пришлось в авральном порядке строить его последние два месяца. Постройкой спортивной машины занимались десять человек: у нас ведь небольшая мастерская, почти гараж…

Этот MAN был построен за три месяца силами 10 механиков. Обошелся заказчику в 150-170 тысяч евро. Стоимость нашего грузовика никто не знает: не считали

Сколько? Десять человек! Завод MAN помог команде МММР только мотором. Все остальные детали покупались на стороне. Итог: пятое место в зачете грузовиков. Без утомительных ночных “разборок” и перебирания подвески. Идем дальше, на сцену приглашаем штурмана команды Tatra.

 – Что нужно сделать МАЗу, чтобы грузовик поехал? В первую очередь, бороться с весом. Он тяжелее наших грузовиков на 2,5 тонны. И подвеску нужно полностью переделывать: на этой подвеске конкурировать с другими грузовиками невозможно.

Tatra заняла в гонке четвертое место, иногда наступая на пятки заводским "КамАЗам". А что такое команда Tatra, принадлежащая семье Лопрайсов?  Это команда дилера Tatra. Который не завод – а просто дилер. Продает детали, обслуживает грузовики. Маленький, скромный дилер – пришел четвертым.

С этим грузовиком белорусы боролись почти на равных: сильно подержанный Mercedes частников-испанцев

Открываем газету “Республика”, читаем: “…достойно завершила гонку, заняв 12-е место. Наш экипаж проехал 1666 км и обошел опытных соперников на грузовиках “MAN”, “IVECO”, “Mercedes-Benz…”. Опытных соперников? Экипаж команды Де Роя в первый же день перевернулся, пролежал на боку весь день. Поэтому так и не смог догнать наших на "МАЗе". “Опытные соперники”? Тот испанский экипаж на убитом вусмерть старом Mercedes-Benz? Выпущенный в лохматые 90-е. Который на честном слове и на одном крыле ехал быстрее нашего гоночного "МАЗа". И не доехал, сломался по пути.

Белорусы на "МАЗе" ехали предельно аккуратно, на "доезд"

Когда это понимаешь: тогда становится обидно за страну. Я ПЕРЕЖИВАЛ за наших. Но мне было ОБИДНО за страну. Уровень всей нашей страны - ниже, чем у немецкой мастерской. Поэтому болеть за наших – это ждать. Промчались короли пустыни Volkswagen и "КамАЗ", прошли частные команды, аутсайдеры натужно пропыхтели… Все засобирались, упаковали фотоаппаратуру. И только болельщик-белорус все ждет: когда же на горизонте появится "МАЗ"? Через час, а то и два. И я бы рад поверить, что в ближайшие годы все изменится, и "МАЗы" “полетят”. Но, честно, – нет. Шансов – нет.

Back in the USSR

Ведь что такое спорт? По сути, зеркало, отражение страны. Вглядимся в ралли-рейды: русские на "КамАЗе" впереди планеты всей. "КамАЗ"? Квинтэссенция национальной философии русских: на подвиги способны, а забор покрасить – нет. Гоночный "КамАЗ" как оправдание тому, что не строятся атомные подводные лодки и не развевается на Марсе триколор. Зато россияне запускают в воздух девятитонные "КамАЗы". Я видел эту технику вблизи: космос, отрыв от конкурентов навсегда. Но посмотрите серийные "КамАЗы": стыдно. Такой он, загадочный русский человек. Лежать на печке, только для подвига – слезая.

У немцев из Volkswagen посыл другой: все четко, ясно и понятно. К команде на бивуаке не подойти расслабленной походкой: работает отлаженный механизм, ты будешь лишним. Быстро сделали, быстро починили – и зачехлились, спать пошли. Война войной, у немцев по расписанию обед.

А наши ночью чинят "МАЗ", свершают подвиг, бессмысленный и беспощадный. "Маланкамі б’юць" искры сварочных аппаратов.

- Понимаешь, поставили амортизаторы МЗКТ – отрываются, “летят”! Вот оно, действие девиза “Купляйце беларускае”. Весь мир давно живет другим законом. ВСЕ команды амортизаторы не придумывают, они его покупают у СПЕЦИАЛИСТОВ. Но наш автомобиль "МАЗ" – как действующая модель страны. “Купляйце беларускае!”. И 5309 RR почти на 70% состоит из товаров "айчыннай вытворчасці".

Любой гоночный грузовик на 80% состоит из покупных детелей. "КамАЗ" долго пытался доказать, что он может ездить и на русских амортизаторах - в итоге перешел на покупные

Злосчастные амортизаторы, которые все время отрывались, – взяты от одной из “сороконожек” МЗКТ. Отличные, хорошие амортизаторы, но приспособлены под совсем другие режимы движения. Поэтому в ритме ралли-рейда они закипали. Почему? Потому что наверх отрапортовали: гоночный "МАЗ" готов. Но на толковые тесты времени не хватило, автомобиль доводили в процессе гонки. Впрочем, как всегда.

Гоночный двигатель "МАЗа" якобы собран ММЗ. На самом деле фикция, как современные телевизоры "Горизонт": его в сборе прислали из России

Что еще можно рассказать о Беларуси, глядя на наш "МАЗ"? Страна, которая разучилась производить высокотехнологичные вещи. Читаем: “…гоночный мотор производства ММЗ” - а что на деле? На деле наклейки “Горизонт” на товарах чужого производства. Двигатель гоночного "МАЗа" на самом деле ЯМЗ. Роль белорусов в его создании: настройка впрыска и турбины, новый поддон картера. И главное: клапанные крышки с надписью “ММЗ”.

Автомобиль, который создается под крики проверяющих, мол, почему купили для механиков фонарики такие дорогие, – летать не может. Он может только дойти до финиша, опередив именитых соперников из европейских гаражей. Да нескольких чудаков-испанцев на убитом Mercedes. Нужно менять подход. Кардинально, целиком и полностью.

А дальше – что?

Как бы ни было – ход сделан. "МАЗ" принял участие в ралли-рейде “Шелковый путь”, занял 12-е место. Дальше – что? На финиш прилетел Александр Ракомсин, заместитель директора завода МАЗ.

- Мы очень довольны результатом! Ребята молодцы, дошли до финиша. Поэтому было принято решение сформировать на заводе спортивную команду: МАЗ будет принимать участие в гонках! – горел энтузиазмом Александр.

фото Андрей Рудницкий, штурман МАЗ

Штурман Андрей Рудницкий, опытный боец, в оценках был более сдержан.

- Как только вернемся домой, сразу начнется работа над новой гоночной машиной. Уже сейчас понятно, что нужно строить абсолютно другой автомобиль. Бороться с массой, усовершенствовать подвеску. Из этой конструкции что-то выжимать бесполезно: слишком много серийных деталей.

Серийные узлы, детали? Для спорта нужно поднимать "раздатку", менять конструкцию мостов

Судя по всему, гоночному "МАЗу" – быть. Но проблема “второго альбома” стоит перед заводом очень остро. На первый раз то, что дошли до финиша – очень хорошо. А во второй? Чтобы по результатам подняться хотя бы в серединку, должно пройти как минимум два года. Простой пример: команда Volkswagen. Денег у концерна едва ли не больше, чем у всей нашей страны. Гоночной команде был дан карт-бланш: денег – не жалеть. И все равно первые два года Volkswagen ломался, спотыкался, разбивался. "КамАЗ" начал гоняться с 80-х годов, до первых серьезных успехов прошло больше 10 лет. А мы готовы ждать? Готов завод тратить деньги на создание конкурентноспособной техники? Когда один только "КамАЗ" Чагина стоит около 700 тысяч евро? Расходы на команду, инженеров, тесты, участие в гонках – и далее, далее по списку. Бюджет понадобится огромный.

О том, как белорусы относятся к собственному автоспорту, говорит судьба триального грузовика. Автомобиль чемпионов Европы просто порезали на металлолом

Поэтому есть большой риск, что запал у наших закончится через год-полтора. Замахнутся, попробуют – пройдет время, первых мест по-прежнему не будет. И вместо того, чтобы идти дальше, МАЗ свернет “боевую” программу. Снова, как с “кольцом” в начале 90-х – распадется боевая команда. Снова, как с трак-триалом в конце 90-х – распадется боевая команда. Тогда технику чемпионов Европы просто порезали в металлолом. Так почему-то всегда у нашего завода. Только начинаются успехи: всех расформировать. Поэтому очень важно именно сейчас четко осознать: быстрых побед не будет. Ждать как минимум два-три года. Создавать гоночную команду, на которую денег – не жалеть. Не цепляться за идею “мы и сами можем”, а покупать лучшее на стороне. Приглашать и покупать специалистов, участвовать в каждом ралли-рейде, накапливая опыт. И тогда через пару лет гоночные "МАЗы" “поедут”, не могут не “поехать”. И этого хочется до глубины души, хочется до слез.

Ведь так приятно – болеть за наших. Как, как вам ощущение передать? Когда идешь по лагерю: здесь немцы, чехи там. В уголке оранжевым – голландцы. И тут же, рядом – белорусы. И все – с огнем в глазах. Аккуратный, рассудительный Петр Орсик. Наблюдая за его ездой, можно было почувствовать: он чуть ли не на себе несет подраненный амортизаторами "МАЗ". Опытный Андрей Рудницкий, который до ночи засиживался в столовой, в который раз просматривая легенду. Пацкевич Гриша, менеджер команды. Он на финише был просто счастлив: “Понимаешь, я мечтал, чтобы мы дошли – и мы дошли!”. И все наши ребята, которые каждую ночь разбирали-собирали "МАЗ". Люди! Правда, люди – наше главное богатство, "упарты беларус, упёрты". Сказал: дойду. Дошел. Поэтому – носить их на руках. Людей наших не трогать: подвиг!

Но грамотную, не советскую работу над проектом, никто не отменял.

Читаем прессу. “В дальнейшем команда МАЗа будет вести подготовку к гонке “Дакар”, в которой планирует принять участие в 2012 году. И если ориентироваться на результат, показанный на ралли-рейде “Шелковый путь”, у белорусов будут хорошие шансы составить достойную конкуренцию мировым лидерам гонок на грузовиках…”.

“I'm back in the U.S.S.R. You don't know how lucky you are boy. Back in the U.S.S.R.”.

Я бы очень хотел ошибаться. 

МАЗ, кольцевые гонки

С "кольца" начиналась гоночная история "МАЗа". Как только начались успехи - было приказано расформировать гоночную команду

Чтобы "достать" "КамАЗ", понадобится минимум лет пять и миллионы инвестиций: слишком высоко русскими поднята планка...

Но чехи успешно "бодаются" с ними с гораздо меньшим бюджетом. Опыт, опыт семьи Лопрайсов...

На "Шелковом пути" чехи обкатывали перед "Дакаром" новые детали в подвеске. Ни рессор, ни амортизаторов МЗКТ вы здесь не увидите...

 

   
0061580