Кирилл Клименков, /

В рамках передачи "Спорт-Онлайн" спортивный обозреватель и комментатор Дмитрий Герчиков рассказал, почему в "Формуле-1" не бывает незаслуженных титулов, заявил об ошибочности возвращения Михаэля Шумахера, а также отметил прозорливость хозяина королевских автогонок Берни Экклстоуна.

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Скачать видео >>>

Мы встречаемся с тобой в этой студии второй раз в этом году. До этого обсуждали "Формулу-1" в середине сезона, теперь будем говорить о его окончании. Чемпионом мира стал Себастьян Феттель, самый молодой чемпион в истории.


С чем стоит поздравить болельщиков команды "Ред Булл" и Себастьяна Феттеля.


Да и самого Себастьяна. Когда в середине сезона мы обсуждали возможные варианты развития чемпионата, этот тебе казался насколько вероятным?


Он мне казался вполне правдоподобным, но были нюансы. Меня очень смущала та тактика, которую использует команда "Ред Булл", то есть тактика равноправия внутри одной конюшни. В последние годы мы были свидетелями того, что чаще всего команда делает ставку на какого-то пилота уже в середине сезона, направляет на него все ресурсы, подгоняет под него машину и старается сделать его чемпионом. Конкуренция замыкается вокруг двух-трех пилотов. Австрийцы пошли совершенно неожиданным путем: несмотря на трения внутри команды, как только возник прецедент с передними антикрыльями, переставленными с болида Уэббера на болид Феттеля, они смогли подавить этот конфликт локально, у себя внутри, и предоставили равные права Феттелю и Уэбберу. В последней гонке сезона эта тактика их выручила. "Феррари", сделав ставку на Фернандо Алонсо к концу сезона, в итоге тактически разрывалась: либо противоборствовать Марку Уэбберу, либо держать в уме Феттеля. Они решили держать в прицеле Уэббера, и в итоге Алонсо остался без титула, который казался таким возможным.

По сути, такая сравнительная тактика "Ред Булла" сыграла им на руку?

Отчасти да. С другой стороны, мне хочется в это верить, что где-то есть автоспортивный бог, и за не совсем корректные маневры карает. Может быть, не всегда это получается в "Формуле-1", но в данном случае, как мне кажется, это сработало. После того что устроила команда "Феррари" в Германии, этот результат кажется мне наиболее закономерным.

Еще до начала сезона Берни Экклстоун пророчил Феттеля в чемпионы. Насколько серьезно выглядели такие прогнозы?

Внутри самой команды "Ред Булл" есть очень интересный момент. Дело в том, что небезызвестный Гельмут Марко, один из директоров команды, очень сильно и явно симпатизирует Себастьяну Феттелю. Кристиан Фото: Reuters via TUT.BYХорнер, директор команды, более лоялен к Марку Уэбберу, но при этом сохраняет аккуратный пиетет по отношению к Феттелю. Эти трения между членами руководства могли пойти во вред команде. Но Эдриан Ньюи создает гениальный болид. Несмотря на то что "Макларен" дорабатывали машину до последней гонки, вкладывались очень большие деньги в обновление, несмотря на то что "Феррари" нашла средства, и характер Фернандо Алонсо, тот самый режим "убийца", который он включает на трассе в последних гонках, команда вышла на пик формы. Запас, который сделал Эдриан Ньюи в начале сезона для машины и позволил ей докатиться до финиша, просто несравненный. "Ред Булл" штамповал победу в квалификации одну за одной, а в современной "Формуле-1" победа в квалификации – это половина успеха. Этот запас позволял в начале сезона говорить о том, что "Ред Булл" будет претендентом на чемпионство.

Прогноз о том, что выиграет Феттель, а не Уэббер, - это больше вопрос вкуса. Предсказать, какой из пилотов доберется до финиша, было сложно. Вспомните трассу в Корее, когда отказал мотор машины Феттеля. Казалось бы, не было никаких проблем, но происходит такая трагедия в "Формуле-1", и шансы пилотов изменяются с диаметральной быстротой.

Феттель – справедливый чемпион?

Я придерживаюсь такого мнения, что чемпионом мира нельзя стать случайно. Девятнадцать гонок, и как бы вы ни старались сделать человека чемпионом, но если у него нет таланта и сил, он не сможет добиться этого успеха. Да, говорят, в "Формуле-1" бывали случайные чемпионы. Но, друзья мои, еще 23 пилота было в пелотоне, и с тем же успехом они могли стать случайным чемпионом. Поэтому я считаю, что результат закономерен, а учитывая тот прогресс, который Себастьян достиг за последние годы, учитывая то, как он пытался учиться, все вполне заслуженно.

Говорят, что чемпионами мира становятся люди с особым складом характера – это эгоисты, нацеленные только на победу, только на себя. Феттель проявил себя в течение сезона именно таким человеком?

Мне удалось сделать с ним по ходу года интервью, и я не могу сказать, что он человек, которому, грубо говоря, "срывает кукушку" от славы. Он порой еще непосредственен как ребенок, как человек, который получает удовольствие от этого спорта, от того, что он сидит в машине, от того, что после гонки к нему подходят журналисты и берут у него интервью. Бывали люди, как Кими Райкконен: он приходит на интервью и может в этот момент ковыряться в носу. Для него это естественно: он не считает это работой, каким-то делом души. У него в контракте написано, что он должен дать интервью, он приходит, сидит и односложно отвечает на вопросы. Здесь человек умудрялся даже на пресс-конференциях шутить, отвечать нестандартно, мог вести себя совершенно естественным образом, и никто не верил, что это наигранная попытка инфантилизма. Мне кажется, это ему и помогло: ему удалось раскрепоститься перед концом сезона. Он просто почувствовал себя человеком, который может выиграть чемпионат мира только потому, что он работает в команде "Ред Булл" и стремится к титулу.

Он даже называл свои болиды женскими именами.

Да, он постоянно придумывал какие-то названия – у него была машина "Соблазнительная Лиза". Каждому новому болиду он дает женские имена. Согласитесь, это хорошо. По крайней мере, когда ты смотришь за таким пилотом в "Формуле-1", когда комментируешь гонки, можешь рассказать зрителям об этом, пока идет заключительная часть и пилоты доезжают до финиша. Даже в нынешнем пелотоне есть пилоты, мягко говоря, не идущие на контакт, старающиеся только отработать свой контракт или те деньги, которые он сам в него вложил, и уйти домой.

Таких молодых чемпионов после их успеха сравнивают с победителями прошлого. Можно сравнить Феттеля с Шумахером, Сенной, Простом?

Я бы воздержался от этого хотя бы потому, что очень несправедливо сравнивать чемпиона 2000-х годов с чемпионами 1960-1970-х. Совершенно разные условия, совершенно разные машины. Можно было раньше, в древние времена "Формулы-1" уступить свою машину лидеру команды, если она нужна была для того, чтобы добраться до финиша и завоевать чемпионство, сейчас это невозможно просто физически. Мне кажется, что Феттель в чем-то может стать родоначальником традиций. Посмотрите: становился чемпионом Льюис Гамильтон, и все говорили о том, что это ставленник команды "Макларен", которая его выпестовала, вырастила, вложила деньги. Становился чемпионом Михаэль Шумахер, и все говорили: "Там техника, он подчинил себе всю команду". Становился чемпионом Дэймон Хилл, Жак Вильнев, и обязательно находились недоброжелатели, которые говорили, что это случайность. И по отношению к Феттелю можно накопать таких фактов, но у противников обязательно найдется контраргумент. Он так же страдал от технических проблем, он так же совершал ошибки на трассе, он так же глупил в отношениях с руководством, вел себя не столь политкорректно, как того требовала ситуация. Поэтому вполне может быть, что дальше, с развитием "Формулы-1" такие чемпионы и будут появляться, будут люди, от действий которых на трассе ты будешь получать удовольствие, а не задавать вопросы и сомневаться в его компетентности на трассе.

Один великий чемпион в этом году вернулся в "Формулу-1" – Михаэль Шумахер, которого многие считают величайшим. Давайте посмотрим видеозапись первого круга последнего Гран-при этого сезона в Абу-Даби.

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Таким получилось завершение сезона у Михаэля Шумахера. Символично?


Сложный вопрос. После гонки мне довелось смотреть раскадровку. Поклонники Михаэля буквально по кусочкам, по миллисекундам разобрали момент аварии, начало торможения Михаэля и признали виновником Нико Росберга, напарника по команде. Тот начал смещаться непреднамеренно влево, чуть не произошел контакт, Михаэлю пришлось уходить левее, чуть раньше тормозить, машина ушла в занос. В продолжение темы теории заговоров относительно того, что Шумахеру постоянно давали болид недоразвитый либо второсортный, либо он мог пользоваться какими-то моментами, которые не предоставлялись Росбергу. Находились оправдания для того, чтобы обелить Шумахера. На мой взгляд, не столько эта авария символична, сколько сам сезон получился для Шумахера невзрачным. Были моменты, когда хотелось верить, что Михаэль покажет себя во всей красе. Но, пожалуй, не было ни одной гонки, чтобы Шумахер провел не просто ровный, а хороший Гран-при, от которого болельщики могли получить удовольствие. Мне кажется, здесь принципиальный момент. Перед сезоном Росберг не имел такого преимущества, какое есть в конюшнях, где разделены первые и вторые номера, машина не готовилась под него. Он не имел такого явного преимущества по ходу сезона в плане стратегии. Разница в очках очевидна: Росберг явно превзошел Шумахера.

О том, чего не хватило Михаэлю, было говорено не раз. Это работа с покрышками, нюансы поведения машины "Мерседес", это возможные проблемы с балансировкой по ходу сезона, когда не удалось инженерам довести машину до необходимых Шумахеру кондиций. Но мне кажется, что в данной ситуации Михаэлю не хватило чего-то внутри себя. Очень грамотную статью написал Джеймс Аллен о том, что у Шумахера уже нет такой мотивации. Если в начале сезона его подхлестывали постоянные разговоры и сравнения с молодыми гонщиками, в конце сезона он понял, что стимулов как таковых уже нет. Ему нигде не зацепиться в личном зачете, в Кубке Конструкторов он помогает постольку поскольку, в битве с напарником он очевидно проигрывает. "Мерседес" направляет средства на развитие машины-2011. В чем для человека, который семь раз становился чемпионом мира, находить внутреннюю мотивацию для того, чтобы выкладываться на каждом Гран-при на сто процентов? Он великолепно выполняет свою работу, но не прыгает сейчас выше головы просто потому, что, как мне кажется, считает это бессмысленным делом. Я думаю, что осуждать его очень тяжело.

В конце ролика мы видели главу автоспортивного подразделения "Мерседеса" Норберта Хауга, который не выражал радости. Каковы перспективы Михаэля в следующем году? Будет ли он в "Мерседесе"?

Я прекрасно понимаю господина Хауга, потому что у Шумахера контракт по системе "1+2". После этого сезона "Мерседесу" придется принимать решение: если мы продлеваем сотрудничество с Шумахером, то еще два года он будет в конюшне, а это немаленькая зарплата и определенный статус. Возможно, обострится

Фото: Reuters via TUT.BY

конкуренция с Росбергом, потому что Нико, на мой взгляд, будучи дебютантом солидной конюшни, провел первый сезон очень хорошо. Если сотрудничество не продлевается, то вы понимаете, какая это медиареакция: это вопросы спонсорства, пиара. Как тогда объяснить болельщикам политику того, что мы приглашали Шумахера с долгосрочной перспективой, проработали с ним год и указали на дверь? Да и вообще, объявить семикратному чемпиону мира о том, что "Мерседес" не собирается продлевать с ним сотрудничество – я сомневаюсь, что кто-то в команде это сможет сделать. Сейчас, насколько мне известно, очень большие трения в верхах самого "Мерседеса": отдельная группировка выступает за то, чтобы отказаться от сотрудничества с Шумахером и привлечь другого немецкого пилота, в частности, того же Адриана Сутиля из "Форс Индии", Нико Хюлькенберг сейчас есть на рынке; вторая часть во главе с Россом Брауном хотят работать с Михаэлем, уже зная его требования и приоритеты, создать ему болид, который позволил бы ему бороться за чемпионство. Это вопрос денег, и очень немаленьких. "Мерседес" уже анонсировал то изменения в команде – не в паре пилотов, а в руководящем составе. Это подтверждает версию о том, что есть определенное непонимание в руководстве команды. Но от этого решения зависит будущее "Мерседеса" как минимум на полтора сезона. Если Шумахер остается, естественно, надо будет коренным образом изменять структуру подготовки команды в межсезонье. Если он уходит, Росберг будет первым пилотом, у него впервые появится шанс реально бороться за чемпионство, он будет впервые первым номером в полном смысле этого слова, и значит, должны расставляться совершенно другие приоритеты.

Не слишком ли самонадеянно выглядит вариант "1+2"? Есть ощущение, что Росс Браун и Норберт Хауг прошлой зимой даже не представляли себе, что возникнет вероятность прощания с Михаэлем.

Я не работаю в компании "Мерседес", не знаю, насколько трудно проходили переговоры в прошлое межсезонье. В принципе, если вы заключаете такой контракт, то рассчитываете на долгосрочное сотрудничество. Насколько я понимаю, "1+2" в первый год – это вопрос адаптации и здоровья Михаэля, того, насколько ему будет комфортно, насколько проблемно он адаптируется к новому болиду, к совершенно новым покрышкам, новому регламенту по сравнению с тем последним регламентом, при котором гонялся Михаэль, новые требования к пилотам. Вы видите, что в пелотоне появляются новые интересные пилоты, которые не уступают. В данной ситуации идет очень ровная борьба на трассе: посмотрите, как здорово сейчас защищается молодежь даже в середине пелотона – Кобаяси, при определенных ситуациях Сутиль, порой Альгуэрсуари выдает очень неплохие гонки. Мы наберем четыре команды, где пилоты готовы защищаться до последнего. Виталий Петров – наглядный пример на Гран-при в ОАЭ. Сорок кругов сдерживает Фернандо Алонсо: человек, дебютировавший в "Формуле-1", держит за спиной двукратного чемпиона мира, не давая ему ни единого шанса для обгона. Поэтому при заключении такого контракта с Михаэлем, естественно, был определенный риск.

Останется ли Михаэль в гонках – большой вопрос. Честно говоря, мне бы хотелось, чтобы это произошло просто для того, чтобы этот человек, имея карты на руках, снял окончательно вопрос – может Шумахер тряхнуть стариной или нет. Есть Росс Браун, есть бюджет, есть машина, есть время для подготовки, есть Шумахер. Если он способен хотя бы бороться на том пике формы, который он достигал в "Феррари", значит, все, кто критиковал, обязаны будут съесть свою шляпу, и я в том числе. Я готов признать, что этот сезон, как мне кажется, Шумахеру не удался, и в данном случае я считаю, что решение о возвращении в "Формулу-1" было принято не совсем верно. Если он не сможет этого сделать – такова жизнь.

Хотелось бы затронуть еще вопрос касательно трасс. В прошлый раз, когда мы обсуждали будущий Гран-при, мы разошлись во мнениях, какое количество Гран-при будет. Были вопросы по Гран-при Кореи. Давайте посмотрим фотографии.

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Гран-при состоялся, но его проведение до последнего было под вопросом. По-моему, юридически Гран-при Кореи состояться не должен был.

Да, об этом говорили все, это не секрет. Трасса должна проходить одобрение технического делегата Международной автомобильной федерации за определенное время до Гран-при. Сроки проведения Гран-при в Корее сначала были сдвинуты, потом обтекаемо обозначены, а потом пришло время Гран-при и гонки провели. На мой взгляд, это ненормально: если мы играем по правилам, давайте играть по правилам до конца. Другой вопрос, что Берни Экклстоун тогда терял бы огромные деньги, терял бы интерес рынка и рекламодателей, терял бы собственный престиж: когда человек в начале сезона заявляет, что Гран-при Кореи мы проведем в любом случае, значит, его проведут. Судя по профилю трассы, по той гонке, которая получилась, я бы предпочтение Гран-при Корее перед Гран-при в Абу-Даби, перед Гран-при Валенсии – я бы с удовольствием поменял эту трассу. Да, были вопросы: когда приезжали журналисты в Корею, они не могли просто где-то поселиться, потому что все близлежащие гостиницы были заняты. Механики "Уильямса" жили в трех часах езды от трассы. Журналисты одного из самых авторитетных изданий Autosport были вынуждены ехать в пригороды, снимать комнаты просто для того, чтобы иметь возможность нормально работать. Команда "БМВ Заубер" сняла в селеньице этаж – даже не дом, потому что цены выросли просто в сумасшедших размерах. Команда смогла снять этаж, и молилась, чтобы хватило денег до конца этого Гран-при. То есть с инфраструктурой там беда.

С трассой все может быть хорошо, если ее доведут до ума. Дождь во время квалификации был просто эпическим погодным явлением: болельщики в Беларуси, которые проснулись рано утром, чтобы посмотреть Гран-при, два часа ждали, закончится ли дождь. В итоге квалификацию перенесли, она состоялась в день Гран-при в пять утра по нашему времени. Но зрелище себя оправдало, поэтому я буду рад, если в дальнейшем такие новые трассы будут дарить зрителям интересные гонки.

Говорит ли перенос сроков проверки трассы о том, что Федерация автоспорта готова не обращать внимания на свой же регламент?

Да, конечно. Мы видели это не только по отношению к трассам, но и в спортивных моментах очень часто проявлялась неоднозначная трактовка. Здесь все намного проще: Берни Экклстоун – человек, который держит этот бизнес в таких железных руках, что не скажешь, что этому человеку недавно исполнилось 80. Если он приходит и говорит, что мы проведем этот Гран-при, не сомневайтесь – он будет проведен. Но хотелось бы, чтобы была более осмысленная организация этих Гран-при. Нас ждет Гран-при Индии, и хочется верить, нормальный. Но я пока не особо себе это представляю. Чуть позже, через четыре года, нас ждет Гран-при России – зрелище само по себе специфическое. В следующем году Китай должен пройти проверку, потому что предъявляются новые требования к безопасности трассы. Мне кажется, порочная практика со сносом временных рамок, с закрыванием глаз на недостатки будет продолжаться.

Как только заканчивается последний Гран-при сезона, популярной становится тема трансферных слухов. Кого мы не увидим в "Формуле-1" в следующем сезоне? Кто придет?

То, что придет Серхио Перес – уже известно: он будет гоняться в команде "Заубер". Получается, что теперь Ник Хайдфельд остался без работы. Под большим вопросом будущее Ника Хюлькенберга – его меняет в "Уильямсе" Пастор Мальдонадо. Это также было известно в инсайд-кругах, и буквально пару дней назад Хюлькенберг официально объявил, что уходит из "Уильямса". Совершенно непонятно, что будет в "Хиспании". Во-первых, "Тойота" прекратила с ними сотрудничество: команда, которая год держалась на плаву, была в долгах, говорила о том, что в 2011 году возьмет базу "Тойоты", ее наработки, на том болиде, на котором они гонялись в этом году, будут наращивать мощности, а "Тойота" отказалась из-за того, что команда не выполнила своих финансовых обещаний, и заявила о том, что будет продавать свои наработки кому-то другому. Дальше – команда "Верджин", которую выкупил Николай Фоменко и Marussia: у острословов уже появилось выражение Virgin Marussia. Фоменко заявляет о том, что состав пилотов меняться не будет, но есть большой вопрос по Глоку и Ди Грасси: насколько мне известно, менеджер Глока осенью несколько раз пытался вникнуть в детали сотрудничества и доказать, что Глок может быть свободным агентом, и в сезоне 2011 года может сам выбирать себе команду. По Ди Грасси все вопросы упираются в деньги. Вполне возможно, "Верджин" будет торговать сразу двумя местами в конюшне для того, чтобы привлечь спонсорские средства.

В более-менее топовых конюшнях открыт вопрос по "Форс-Индии". Несмотря на то что Виджай Маллья умудрился обмолвиться на одном из осенних этапов, что продолжит сотрудничество, до сих пор контракты ни у Сутиля, ни у Лиуцци не подписаны. Сутиля жаждут видеть топ-команды – та же "Рено" не скрывала этого желания с возможным отказом от услуг Виталия Петрова. Лиуцци просто хотели поменять на более стабильного пилота.

Что будет в "Рено" - большой вопрос. После последней гонки Виталий Петров вытащил сумасшедший джокер: он замечательно защищался против Алонсо, провел великолепную гонку в Абу-Даби и теперь перед Эриком Булье стоит большой вопрос. Петров – это их протеже, его пригласили в команду с расчетом на российских спонсоров и свою программу развития. Теперь получается, что либо они отказываются от своего проекта, либо оставляют Петрова, но тогда возникает вопрос, сможет ли "Рено" прогрессировать в Кубке Конструкторов, сможет ли Кубица получить стабильного напарника по набору очков и сможет ли Петров на протяжении 20 гонок в следующем сезоне держать уровень Гран-при Абу-Даби. После очень многих для дебютанта ошибок по ходу сезона далеко не факт, что решение будет принято в его пользу. Я думаю, все прекрасно поймут решение Эрика Булье или Жерара Лопеса, если они захотят пригласить того же Сутиля или Хюлькенберга для того, чтобы прогрессировать и бороться за тройку в Кубке Конструкторов.

Недавно Владимир Путин протестировал болид "Рено"…

Это не значит, что Владимир Путин будет выступать за "Рено".

Здорово.  Но не знак ли это того, что Петрову гарантировано место в команде?

О гарантированном месте в команде можно говорить только тогда, когда подписан контракт. Весь вопрос в деньгах, и команда "Рено" сейчас находится на распутье: осенью у них были очень сложные переговоры с Оксаной Косаченко, сложные диалоги внутри команды, потому что им надо определять приоритеты развития. Нужны деньги для того, чтобы развивать машину, но нужен и пилот, который должен приносить очки. Если Петров будет выступать стабильно, он идеальный кандидат – у него есть деньги и он будет набирать очки. С остальными есть вопросы. Поэтому если спонсорские поступления за Петровым будут продолжены, то, я думаю, он останется, хотя по некоторой информации положение Петрова за два Гран-при до финиша было более чем шаткое.

Давай вспомним об одном пари, которое было заключено до начала сезона. Ричард Брэнсон, владелец авиакомпании и команды Virgin, и Тони Фернандес, владелец авиакомпании Air Asia и команды "Лотус", заключили пари: чья команда хуже выступает, тот примеряет форму стюардессы и обслуживает рейс компании-конкурента. До начала сезона даже был выпущен коллаж. Дмитрий, у меня только один вопрос – как считаете, Ричарду Брэнсону идет красный?

Вполне. Я бы советовал всем зрителям, у которых есть деньги, срочно бронировать билет на рейс "Лондон – Абу-Даби". Брэнсону уже выдана форма и именной беджик "Стюардесса Ричард Брэнсон". Тони Фернандес готовит программу, с которой Брэнсон будет обращаться к пассажирам. Билеты собираются отдавать в открытую продажу, а все средства, которые поступят от этих начислений, пойдут на благотворительность. Я бы очень хотел оказаться в этом самолете просто для того, чтобы посмотреть на это и написать репортаж или рассказать в эфире TUT.BY. Благодаря таким моментам начинаешь верить, что "Формула-1" – это живой спорт: там не роботы гоняются и не деньги решают всё.