Вадим ЗЕНЬКЕВИЧ, /

Чуть больше месяца хватило белорусским любителям автоспорта на то, чтобы прожить без шума подготовленных моторов и душераздирающего звука столкновений. Тогда, в Браславе, последний шаг в споре за титул-2010 сделали раллисты, тем самым закрыв сезон для отечественных любителей наземных видов моторного спорта. А сейчас, когда только-только умолкли звенящие бокалы и поздравления с Новым годом, нелегкое знамя первопроходцев сезона-2011 на себя взвалили мастера зимнего трека.

11-й раз за свою историю соревнования под вывеской-брендом "Горячий лед" зазывают на трибуны постепенно стареющего стадиона "Заря" в Боровой сотни зрителей. Все они после продолжительной паузы спешат увидеть одни из самых настоящих и суровых гонок, официально существующих на территории нашей страны. Сомненья исчезают в полдень. В чем у трековых гонок есть очевидный плюс – так это в массовости болельщиков. Ни одна из ныне здравствующих отечественных дисциплин не может похвастаться такой армией поклонников. Причем, что поразительно, на трибуны приходят люди разных возрастов: это и школьники, и студенты, и уже состоявшиеся в жизни люди. Пожалуй, это может свидетельствовать лишь об одном. Трековые гонки – это настоящее первоклассное зрелище, в котором каждый может найти то, что ему больше по душе. Кому-то хочется посмотреть на зрелищные аварии – пожалуйста, почти на каждом этапе хотя бы двое пилотов не поделят между собой дорожку. Кто-то – наоборот, любитель честной борьбы? И здесь предостаточно участников, которые запросто могут обойти соперника так, что тому в изумлении лишь останется выскочить на внешний радиус виража да скользить по снежному бурту, поднимая целые облака снега в воздух. К слову, это еще один плюс для тех, кто любит эффектные фотографии.

Кстати, об условиях честной борьбы. Как выяснилось уже по окончании соревнований, с целью повышения зрелищности ширина трассы была немного увеличена, что тут же положительно сказалось на "обгонной" составляющей этапа. Если раньше достаточно было уйти в глухую оборону и заставить соперника плясать позади, выискивая хотя бы микроскопическую лазейку для атаки, то сейчас такой номер уже не прошел бы. Наверное, не было ни одного заезда, где бы спортсмены не играли в чехарду, попеременно меняясь местами друг с другом на пути к финишу. А в стане спортсменов это и вовсе вызвало забавные предложения организаторам. "Ширина трассы позволяет, со следующего этапа стартуем по 8 человек в заезде". А что, это идея – в России, к примеру, примерно столько человек и участвуют в каждом заезде. Другое дело, что там гонки проходят на ипподроме длинной 1600 метров, а не 400…

Учитывая многочисленные отмены этапов летнего Кубка Беларуси по трековым гонкам, не все могли поверить в стопроцентную вероятность того, что состоится зимняя составляющая сезона у трековиков. Однако на помощь пришли практически постоянные партнеры "Горячего льда" – компания BOSCH. Именно с их трофея "имени себя" начинается очередной год для мастеров ледяного овала.

Сразу стоит отметить, что их поддержка на этот раз не ограничилась одними лишь призами для спортсменов: в ход пошел и оригинальный конкурс со зрителями и болельщиками под негласным названием "Кто дальше зашвырнет "Альфа-Ромео". Не настоящую, конечно, а ее пластиковое изображение. Победителей ждали памятные призы, а потому от желающих не было отбоя: буквально через минуту-другую после объявления о начале конкурса "парня-BOSCH", командовавшего полетами, уже не было видно. Но, безусловно, все, кто поучаствовал в этом задорном безобразии (почти что каждая попытка заканчивалась шмяканьем бросавшего на пятую точку под дружный смех толпы) остались довольны. А заодно и немного согрелись.

На тот момент уже никто не вспоминал о том, что из-за странной политики руководства автоспорта очередной летний Кубок Беларуси оказался не проведенным. Теоретически проблемы могли возникнуть и в подготовке зимнего трека, однако все сомнения мгновенно исчезли, едва наступил полдень воскресенья – 13 машин участников заняли свои места на построении прямо перед трибунами. Фавориты начинают – и уходят ни с чем. А между делом в заявочном списке было немало интересностей. Так, к примеру, в этом году болельщиков ожидали целых два "пришельца" из чемпионата Беларуси по кроссу, заодно расширивших географию участников трековых гонок. Символично, что ими стали как самый юный, так и один из самых опытных кроссменов страны – Алексей Ткаченок и Сергей Латышев.

Для тех, кто следил за публикациями в нашей газете, не составит большого труда вспомнить, "кто все эти люди". Алексей Ткаченок из Гродно в прошлом году впервые для себя выиграл Первенство по автокроссу среди юниоров (класс "Д1-Юниор"), выйдя в лидеры еще по ходу второго этапа турнира (впоследствии он вдобавок и прибрал Кубок Беларуси, разыгрывавшийся в конце октября. – Прим. автора). А витеблянин Сергей Латышев – закаленный боец, призер и победитель кроссовых чемпионатов во взрослых категориях (например, "Д1"). Однако в прошлом сезоне ему откровенно не везло. После чемпионского 2009-го года на Сергея обрушился целый град из технических поломок, в результате чего витеблянин лишь несколько раз доехал до финиша.

И здесь, в Минске, уже на идеально ровном ледяном овале ВАЗ-2108 вновь закапризничал! В конечном счете титулованный Сергей Латышев покинул ряды участников еще до официального представления болельщикам, переквалифицировавшись в зрителя. По крайней мере, неблизкий вояж из Витебска не прошел впустую.

Зато это дало шанс впервые в своей карьере выйти на старт Алексею Ткаченку! Юниор до последнего момента значился запасным (заезды теоретически должны были пройти по "таблице-13"), однако вышеуказанные проблемы Сергея Латышева преподнесли незабываемый подарок. В то же время Алексей понимал, что в первый же раз у него вряд ли получится бороться с опытными ледовыми бойцами на равных. Поэтому гродненец постарался провести свои заезды как можно более аккуратно, не мешая фаворитам бороться за очки, необходимые для попадания в финальные заезды. Конечно, это не самая зрелищная езда и зеленый VW Golf вряд ли кому-то сильно запомнился, однако спортсменами всегда больше ценится адекватность действий. Особенно когда выступаешь впервые на малознакомой трассе.

А вот кому не удалось быть столь аккуратным в действиях, так это еще одному "старому-новому" пилоту. Выдержав паузу почти в два года, на трек вернулся Валерий Лукашик. В квалификации он показал отличное пятое время, уступив лишь Сергею Выдронку, Сергею Лапицкому, Алексею Ревотюку и Виталию Мурылеву. Однако в гонке продержаться целым и невредимым слишком долго ему не удалось. В третьем заезде Виталий Полюхович из Пинска на серой "Самаре" решил отобрать хотя бы одно очко у Валерия, совершив при этом фантастический безбашенный поступок: не сбавляя хода перерезать траекторию уже прошедшему половину поворота Лукашику и выйти вперед. Маневр, однако, получился успешным. Только вот для Валерия Лукашика заезд окончился досрочно. Его VW Golf хорошенько врезал в заднюю часть внезапно нарисовавшегося спереди ВАЗа, отчего того подбросило вверх на добрый метр, а само творение немецкого автопрома застыло, уткнувшись разбитым "носом" в сугроб. Судьи оставили этот весьма неоднозначный инцидент без наказания, посчитав его, похоже, обычным инцидентом в стиле лучших "боев" за позицию "Горячего льда".

Не менее разочаровывающим вышло выступления победителя квалификации Сергея Выдронка. Два раза подряд он занял второе место по ходу своих заездов и вполне мог претендовать на попадание в финальные заезды. Но уже в своей третьей из четырех гонок Сергей получил аннулирование результата. Последовавшая за этим победа уже ничего не решала – всего-то седьмое место с семью очками.

Кроме него, такое же количество баллов набрал Андрей Разбицкий, внезапно выигравший два своих заезда. Однако на две предыдущих гонки у него значился всего-то 1 балл. Естественно, что и этот спортсмен выпал из числа соискателей Кубка "Роберт Бош". Ну и совсем плачевно обстояли дела у Ивана Русских, который не только начал заезды под девятым номером, но и закончил их на позиции с аналогичным числом. Явно произошло что-то аномальное с традиционным фаворитом соревнований.

А пока судьи подводили результаты и по нескольку раз пересчитывали, кто же все-таки достоин сразиться в финале с "доминатором" Сергеем Лапицким, набравшим в предварительных заездах 11 очков из 12 возможных, трассу утюжила продукция еще одного партнера этапа – автоцентра "Ланкор", занимающегося реализацией в Беларуси автомобилей марки Subaru. Кроме того, в перерывах зрители могли подойти к представленным моделям и не только поглазеть на них, но и посидеть за рулем, а также задать пару каверзных вопросов представителем фирмы.

Финальный раунд. На старт первого финального заезда вышли сплошь и рядом проверенные бойцы. Компанию уже упоминавшемуся действующему чемпиону страны по зимнему треку Сергею Лапицкому составили серебряный призер Андрей Остапенко, а также Геннадий Садовский и Виталий Соколовский.

Первый финал обошелся без неожиданностей. Выбравший для себя первую стартовую дорожку Лапицкий мощно стартовал и легко оторвался от преследователей, устроивших позади настоящую "мясорубку". А вот во втором заезде для действующего обладателя Кубка "Роберт Бош" все сложилось не по привычному сценарию.

А все потому, что стратегически важен выбор стартовой дорожки. Предпочел первую, находящуюся ближе всего к внутреннему радиусу – будь добр, в повторном заезде стартуй с четвертой, которая вынесет на внешнюю сторону виража и фактически заставит пропустить всех соперников. На деле так и получилось: первым из стартового поворота вышел Андрей Остапенко, за ним контактную борьбу повели Виталий Соколовский и Геннадий Садовский, а Сергей Лапицкий был вынужден отчаянно наверстывать упущенное. Спустя два круга минчанин уже приготовился к фирменному финальному броску, который он показал ровно год назад, когда сражался за свой первый Кубок "Роберт Бош". Тогда, напомним, его жертвой стал Олег Вабищевич. Именно в его машину был направлен удар.

В этот раз все было немного корректнее, хотя ситуация была похожей. Тот же вираж, та же траектория. Разве что скорость меньше, и вместо Вабищевича на пути к трофею – Остапенко. Легкий контакт – и мгновение спустя машины уже бок о бок проносятся вдоль беснующейся трибуны, уходя на последний круг. Формула победы проста – при равенстве очков победителем становится тот, кто оказался выше во втором заезде – на тот момент это был Остапенко.

Разве что был. Последний поворот – и Сергей обходит Андрея и оставляет кубок "Роберт Бош" у себя в пользовании еще на один год. Кроме того, Лапицкий первым в этом сезоне зарабатывает максимальную сумму очков – 100 баллов. Избитая истина, но под конец зимнего чемпионата (который завершится всего-то через месяц с небольшим) любое набранное очко будет котироваться очень высоко.

Третьим к финишу приехал Виталий Соколовский, давненько не появлявшийся на пьедестале. К слову, пилот, похоже, настолько привык заканчивать соревнования досрочно, что даже забыл прийти на пресс-конференцию с призерами гонки!

Впрочем, и ему, и остальным пилотам совсем скоро представится шанс исправить досадную оплошность. Ведь уже 30 января состоится второй этап чемпионата Беларуси по зимним трековым гонкам, который, по заверениям организаторов, может собрать столько участников, что придется проводить предварительный отбор!

Фото: Павел Поташников




















-10%
-20%
-10%
-23%
-50%
-50%
-10%