Кирилл Клименков, /

Телекомментатор и обозреватель "Формулы-1" Дмитрий Герчиков в преддверии нового сезона королевских гонок оценил предстартовую расстановку команд, отметил слабую форму "Макларена" и рассказал о пилотах, на которых следует обратить особое внимание.



Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.

Скачать аудио (17,96 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.

Скачать видео

- Прошлый эфир мы закончили рассказом о споре Тони Фернандеса и Ричарда Брэнсона о том, чья команда станет лучшей. Тони Фернандес выиграл, и Ричард Брэнсон должен был обслуживать пассажиров авиакомпании Тони в форме стюардессы. Чем закончилась история?

- История тянется до сих пор, поэтому нам следует ожидать нового сезона с вдохновением. Ричард Брэнсон, катаясь зимой на горных лыжах, сломал ногу и попросил отсрочку: мол, не может он в таком виде работать на рейсе. Пассажирам, наверное, было бы небольшое удовольствие: если вы помните, Тони Фернандес в приказном порядке потребовал от Брэнсона побрить ноги, так как все стюардессы Air Asia работают с бритыми ногами и вообще выглядят с иголочки. В итоге рейс отложили сначала на февраль, потом перенесли на март, и по последним данным, где-то в середине апреля Брэнсон будет работать на рейсе. Поэтому тот, кто не успел купить билеты, еще имеет шанс. Я думаю, пару мест в VIP-ложах осталось. Вы получите море удовольствия от вида Ричарда Брэнсона в форме стюардессы.

- Стоит отметить, с каким профессионализмом Ричард Брэнсон подходит к своим будущим обязательствам. Со сломанной ногой обслуживать пассажиров не хочет.

- Действительно, пока что отмазки он ищет просто замечательные.

- Мы собирались встречаться с тобой в этой студии две недели назад перед Гран-при Бахрейна, но его отменили. Какова судьба гонки?

- Сейчас ситуация по-прежнему под вопросом хотя бы потому, что в Бахрейне до сих пор неспокойно. Я думаю, зрители, следящие за новостями на Востоке, знают, что там до сих пор еще идут определенные трения. Кронпринц попросил по возможности отсрочить это мероприятие и поставить Гран-при ближе к концу чемпионата. Проблема в том, что до 1 мая существует так называемый дедлайн, до которого ФИА должна определить, остается ли Гран-при в календаре, и мы увидим его в конце года перед Гран-при Индии, или же вовсе в этом году его не будет. Пока что эксперты склоняются к тому, что Бахрейн останется вне календаря, и, возможно, лишь в следующем году мы увидим его. Пока что 19 этапов официально допущены к попаданию в сетку, при этом есть вопрос по Гран-при Китая. Трасса должна пройти определенную проверку на безопасность, кроме того, инфраструктура должна быть подтянута на новый уровень. Но я думаю, что проблем там никаких не будет.

- По Гран-при Японии также вопросы.

- Эту тему не поднимают. Вы сами понимаете, с тем, что происходит сейчас на островах, гонки находятся под большим вопросом. Отменили намедни чемпионат мира по фигурному катанию, перенесли на более поздний срок Гран-при MotoGP, и у меня есть большие подозрения, что этот этап, хоть он и располагается в календаре ближе к концу чемпионата мира, будет проведен в "Формуле-1". Естественно, если на островах будет сохраняться радиационная опасность, если там будет угроза для жизни и состояния пилотов, Берни Экклстоун не повезет туда ни команды, ни самих спортсменов.

- Уже завершились все предсезонные тесты, чуть позже из-за отмены Гран-при Бахрейна. Какая сейчас расстановка в пелотоне, какие команды являются основными претендентами на титул, если судить по результатам этих тестов?

- Во-первых, все относительно. Все команды сейчас бьют себя кулаком в грудь и кричат, что в Австралию они привезут самые последние обновления, которые помогут им выиграть время. Мы помним, что есть еще такая вещь, как вторая волна обновлений, которая приходится на возвращение пелотона в Европу, и уже тогда, начиная с Турции, с европейских этапов, команды наращивают скорость, исправляя детские болезни начала сезона, которые существуют. Сейчас с определенной долей вероятности можно сказать, что "Ред Булл" сохраняет позиции. Эта машина действительно хороша, надежна и быстра. То, что на днях продлили контракты с Эдрианом Ньюи и Себастьяном Феттелем до 2014 года, говорит о том, что "Ред Булл" уверен в своих конструкторах и пилотах, в своих технических службах и в машине. Болид представляет собой эволюцию прошлогоднего – безусловно, это логично: зачем менять то, что и так здорово ездит, то, что принесло команде золотой дубль. Очень аккуратно поработали над аэродинамикой, над передним антикрылом, и сейчас, по утверждениям самой команды и экспертов, машина определенно является фаворитом чемпионата мира.

Мы не видели боевые испытания машин непосредственно в гонке, и пока по предварительным данным "Феррари" - главный соперник "Ред Булл". В принципе, на мой взгляд, это логично: итальянцы консервативно подошли к совершенствованию модели. Они переработали аккурат те зоны, которые требовали доводки еще в прошлом году, о чем все говорили. Машина сейчас очень надежна, работает на длительных расстояниях, на коротких сериях кругов очень ровно. На мой взгляд, это будет одним из ключей успеха любой конюшни в этом сезоне. Если у вас машина работает стабильно и на коротких, и на длинных отрезках, у вас очень хорошие шансы стабильно попадать в очковую зону. Фернандо Алонсо говорит, что у него есть ощущение, что по ходу сезона машина может прибавлять. Если это случится, мы с вами увидим очень интересную битву двух конюшен. Пока что говорим о "Феррари" и "Ред Булл".

Вопрос по "Мерседесу". Честно говоря, у меня нет стопроцентной уверенности в том, что последние достижения команды на тестах, когда Михаэль Шумахер чуть ли не секунду сбросил со времени, характерного для этой конюшни, несмотря на стабильные результаты Ника Росберга, на очень ровные, аккуратные серии кругов, длинные и короткие заезды, у меня нет уверенности, что "Мерседес" сходу навяжет борьбу "Феррари" и "Ред Булл". Скорее всего, это та самая третья сила, которую обычно определяют в пелотоне и оставляют ей промежуток для роста. Если она укладывается в этот потенциал, то навязывает борьбу и на равных борется за чемпионство. Если этот люфт остается невостребованным, то команда остается в борьбе за тройку, за призовые деньги, за место под солнцем.

"Рено" - это очень интересный проект. К огромному сожалению, авария Роберта Кубицы, в которую он попал и из которой он сейчас выкарабкивается, - говорят, что через три недели он уже сможет нормально ходить, - отбросила "Рено" назад. Вы сами понимаете, что при всех талантах Ника Хайдфельда, когда вы приходите в команду, которая уже завершает тестовую подготовку, которая имеет уже сформировавшиеся шасси и просто нужна точечная доводка, очень тяжело сходу выжимать из нее максимум. Ник хорош, в этом плане сомнений нет, но сможет ли он выдать из машины под маркой "Рено" максимум, до середины сезона я не уверен. Когда он адаптируется полностью, когда сможет найти ту грань в развесовке, балансе машины, в том, чтобы ему было комфортно, тогда и "Рено" начнет двигаться вперед.

- Не повторит ли "Макларен" судьбу 2009 года, когда была похожая ситуация?

- Мы начали разговор с того, что команды, которые подходят к доработке машины консервативно, сейчас считаются фаворитами. Они аккуратно доводят те области, в которых были какие-то недостатки. Сейчас с учетом нововведений типа изменяющихся регулировок заднего антикрыла и новых шин "Пирелли" они просто акцентируют внимание на тех зонах, которые раньше им не позволяли выигрывать время. "Макларен" подошел революционно к своей машине. Они полностью перекроили концепцию. Она пока не оправдывается, и это не отрицают ни сами представители "Макларен", ни пилоты. Льюис Хэмилтон начал говорить, что в MP4-26 он чувствует себя неуютно, потому что в быстрых поворотах он не может атаковать так, как привык. Вы понимаете, при особенностях стиля Хэмилтона то, что вы проходите повороты осторожно, - это очень серьезный удар по времени. Дженсону Баттону было немного некомфортно на торможениях: было видно, что на них он теряет время. Есть люфт, который ему надо нащупать. Сможет ли "Макларен" вернуться, подойти к Австралии во всеоружии пока что большой вопрос. Мне интересно посмотреть на ту первую волну обновлений, которую предоставит команда своему болиду. Если они придутся кстати, если они найдут компромисс с шинами, со степенью износа, с очень специфической работой Баттона и Хэмилтона, они будут во всеоружии, если справятся с проблемами за этот минимальный промежуток времени. В команде "Макларен", которая, казалось бы, располагает феерическими ресурсами, опытом конструкторов, на тестах возникают ситуации, когда не хватает деталей. Согласитесь, это нонсенс. Я понимаю, "Верджин", "Хиспания", даже "Лотус" - с кем не бывает, но такие проблемы у "Макларен" - это нонсенс.

Пожалуй, "Макларен" - это единственная команда, которой перенос старта чемпионата мира пошел в плюс. Эти две недели могут быть определяющими. Мы давно не видели команду в деле. Австралия, Малайзия – не показатель, но к тому времени, как коллективы приедут в Турцию, можно будет конкретно говорить, стоит ли "Макларену" с середины сезона ориентироваться на сезон-2012, либо мы увидим реальное возрождение коллектива и технический прогресс. Это, на мой взгляд, одна из самых интересных загадок первого отрезка чемпионата мира.



- Из команд-середняков сможет кто-нибудь удивить? Или пока не видишь таких?

- Честно говоря, с точки зрения интереса для телезрителей и любителей "Формулы-1" я бы в середняках выбрал определенные личности, за прогрессом или регрессом которых мы бы наблюдали. Пока что можно поставить знак вопроса в отношении "Торо Россо". Машина, которая на первых тестах не показывала ничего, поскольку это была модель 2010 года с небольшими изменениями, пошла вперед семимильными шагами. Естественно, это не такой прогресс, который позволит команде сходу ворваться в топ-4, но рост очевиден. На тестах у середняков это довольно редкая ситуация, когда они не ездят с пустыми баками, со свежими покрышками для того, чтобы удивить спонсора. Ходят слухи о том, что "Ред Булл" продолжает неофициально помогать своей дочерней конюшне в том плане, что предоставляет те варианты обновлений и эксперименты, которые хотели бы внедрить на модель "Ред Булл", но пока что не решаются в силу либо радикальных изменений, либо в силу объемных работ, которые следовало бы провести с болидом Эдриана Ньюи. Вы помните, там все располагается очень компактно, очень взаимосвязано, и любые пертурбации бьют по всей концепции машины. В этом плане "Торо Россо" очень интересна. Смогут ли Себ Буэми и Хайме Альгесуари наконец-то отделаться от ярлыка вечно подающих надежды и все-таки проплаченных пилотов – это загадка. На них сказывается определенное давление, и уже к середине сезона кто-нибудь из них при недостаточно хороших выступлениях может лишиться места. Об этом уже было сказано руководством конюшни. Под таким колоссальным давлением настоящие пилоты сохраняют за собой место и прибавляют, а люди, которые не подходят к структуре "Формулы-1", выпадают.

Камуи Кобаяси, человек, взлетевший, можно сказать, из ниоткуда, из середины серии GP2, будет сейчас первым пилотом. Справится ли он с этой нагрузкой? Здесь же речь идет не о том, что он будет говорить: "Знаете, у меня красный биб на машине, я самый лучший и самый сильный, и на меня сейчас будут ориентироваться конструкторы и инженеры-механики". На нем лежит сейчас огромная ответственность в плане доводки машины "Заубер", предоставления информации. У него в напарниках дебютант Серхио Перес, очень молодой парень, которому тоже очень сложно. Он понимает, что люди будут показывать на него пальцем и говорить: "А, это тот самый парнишка, за которого Карлос Слим выложил сумасшедшие деньги, выкупил команду и проплатил ему место". Будет ли он находиться в тени Кобаяси или сможет выстрелить? Сможет ли он вообще адаптироваться к "Формуле-1" как таковой? Очень интересная загадка. Сможет ли сам Кобаяси продолжать движение по возрастающей? В течении полутора сезонов он двигался только вверх. Вопрос, дошел ли он до точки, где дальше надо шлифовать мастерство и продолжать сохранять это, либо упадет, либо двинется в элиту. Пока что нет ответа. Мне очень хочется верить, что он сможет пробиться еще выше. Я за этим парнем наблюдаю очень давно, ему симпатизирую, и мне кажется, что из всего пула молодых пилотов у него самые интересные задатки, особенно по работе в защите. Он показывает себя гением атак: вы помните его попытки просочиться даже в минимальный зазор, но при этом очень многие недооценивают то, что в защите он работает очень умно. Он действует не от соперника, а сам просчитывает варианты, которые ему позволяют сохранить позиции. В современной "Формуле-1" это большая редкость. Если ему удастся развивать талант, мне кажется, в скором времени, через сезон-два, мы сможем говорить о том, что по потенциалу он будет не хуже Роберта Кубицы.

- Почему именно Роберт Кубица?

- За последний год до аварии Кубица ворвался в когорту топ-пилотов, получив место основного гонщика. Он получил все то, что должен иметь хороший пилот "Формулы-1": поддержку конюшни, поддержку руководства и напарника, который ему как минимум не мешает. Кубица раскрылся, моментально начал показывать результаты на не самой лучшей машине. Он показывает очень стабильные, хорошие, яркие результаты и выступления. Когда он находился в тени Ника Хайдфельда, об этом говорить было сложно. Когда у него были определенные проблемы адаптации к машине, тоже говорили о том, что Кубица, конечно, хорош, но до уровня топа он не дорастет. Но когда Роберт раскрылся, и "Феррари" в который раз задумалась, не стоит ли его привлечь к себе в конюшню, это, по-моему, показатель того, как из системы подготовки, будучи резервным пилотом "БМВ Заубер" в свое время, можно дорасти до топ-пилота.

- Две команды еще относятся к середнякам – "Уильямс" и "Форс-Индия". Чего от них ждешь в этом году?

- Мне нравится атмосфера, которая царит в команде "Уильямс". Тот коллектив, который создал сэр Фрэнк, и та атмосфера единства, которую он там охраняет, мне очень симпатичны. Поэтому каждый сезон мне хочется, чтобы "Уильямс" хотя бы на шажочек, но приблизился к очкам, к постоянным финишам в этой зоне. После появления Ника Росберга можно было говорить о том, что у них появился лидер, вокруг которого можно строить команду. Но Росбергу нужно было расти, и он ушел. Сейчас сложилась довольно пограничная ситуация: с одной стороны, у нас есть Рубенс Баррикелло, который отлично адаптировался к машине, готовый уступать любому пилоту для того, чтобы он совершенствовался. С другой стороны, у нас есть Пастор Мальдонадо, по отношению к которому, признаюсь, не верится, что он раскроется в "Формуле-1". Я буду рад ошибаться, признаюсь в том, что был неправ, но человек, который в серии GP2 не выделялся – даже не результатами, на это я смотрю в последнюю очередь, но по той технике, которую он показывал, по решениям, которые он принимал, по стабильности, которую хотелось бы от него видеть, я не вижу человека, который бы двигал "Уильямс" вперед. Учитывая то, что "Уильямс" постепенно пытается развиваться, не ожидаю такого сумасшедшего прогресса, такой работы, которую проделал Фернандес в "Лотусе": машина Фернандеса проделала просто колоссальный путь от "ведра с болтами", как принято говорить в среде болельщиков, до машины, которую можно доводить до ума и дальше. Это огромный шаг. Сейчас в "Уильямсе" нет возможности сделать такой же колоссальный шаг вперед для того, чтобы либо приблизиться к группе лидеров, либо отвалиться назад к середнякам. Это пограничное состояние для болельщиков самое неприятное: ты смотришь на своих любимых пилотов, на любимую команду и понимаешь, что она прыгнет выше головы в одной гонке, и дальше, как ни крутись, ты не выжмешь из нее больше, чем в ней заложено по потенциалу.

"Форс-Индия" для меня – это, прежде всего, команда, из которой разбегаются кадры. Так получается, что, как ни старался Виджей Малья, но определенные финансовые трудности и сомнительные кадровые решения привели к тому, что эта конюшня столкнулась с определенным регрессом. Имея пару пилотов в конце прошлого сезона – Сутиля и Лиуцци, при грамотном вложении средств и разработке машины можно было бы бороться командами-середняками "Уильямс", "Торо Россо" и, может быть, покусывать "Рено". Сейчас, мне кажется, такого не будет. Просто потому, что сама машина и Адриан Сутиль, который может считаться лидером конюшни, достигли того потолка, который был заложен в эту машину. Дальше очень сложно будет найти еще что-то для того, чтобы нарастить преимущество, хотя мы делаем выводы на основе тестов и умозрительных заключений, а также мнениях специалистов, которые были на трассе, но не имея объективной информации, не имея возможности знать программы, с которыми работали машины, оценивать состояние покрышек во время движения. Поэтому сейчас все это на уровне прогнозов. Естественно, в конце сезона показывать итоговый протокол и пенять, что, мол, эксперты пришли и рассуждают о том, какие они великие, а пилоты неумехи, было бы не очень корректно.

- "Лотус" и "Маруся-Верджин" в конце прошлого сезона и на презентации машин в этом году грозились догнать аутсайдеров средней группы. Судя по результатам тестов, новинкам и презентациям, можно ли говорить, что поставленная задача реализована?

- Мне кажется, что работа "Лотуса", действительно, заслуживает как минимум уважения. Тони Фернандес за одно межсезонье, включая работу с лета по доведения прошлогодней машины в концепцию 2011 года, проделал колоссальную работу и добился очень неплохих результатов, учитывая то, что он сохранил костяк команды, тех пилотов, которых он хотел видеть в этой команде, учитывая то, что уже на первых тестах "Лотус" поехал. "Маруся" все еще верит в свои компьютерные матрицы и в то, что можно на ноутбуке создать модель, которая сможет набирать очки в чемпионате мира. Это их право, но одно дело – говорить, разрабатывать, не обдувая модель в аэродинамической трубе, другое – как Фернандес, поэтапно, переделать философию каждого из узлов, учитывая стиль пилотирования своих гонщиков. Сейчас "Лотус" - это команда, которая может преподнести сюрприз в когорте середняков. По крайней мере, если ничего сверхординарного не произойдет, если вдруг "Лотус" не начнет гореть синим пламенем, мне кажется, будет определенная интрига, и пилоты смогут, по крайней мере, на первых этапах, приятно удивить.

Что касается "Верджина", пока что, мне кажется, здесь больше разговоров, чем реального дела. Я понимаю, что очень тяжело создавать машину с нуля, при дефиците средств, очень тяжело создавать машину, когда ваши пилоты мыслями очень далеко и хотят попасть в конюшню получше. Но в то же время если вы делаете ставку исключительно на компьютерное моделирование и говорите, что через десять лет это будет передовая технология и мы будем в лидерах, по крайней мере, предоставьте гонщикам такую машину, в которую не было стыдно садиться. В прошлом году мне было безумно жаль Тима Глока, который первые этапы сражался с машиной из-за того, что посредине этапа могло закончиться топливо, вторую половину чемпионской гонки он сражался с тем, что как только начинался износ покрышек, избыточная поворачиваемость просто уводила зад машины в заоблачные дали, и он движениями руля, аккуратными торможениями, подруливаниями на выходе пытался сохранить ее хотя бы в пределах полотна. Сейчас пилотам будет ничуть не легче, мне кажется, и те же самые испытания снова выпадут на их долю. С этой точки зрения мне их безумно жаль. Поэтому очень хотелось бы, чтобы при всех передовых технологиях "Верджин" не забывала о том, что болельщики смотрят гонки не только потому, что там совершаются обгоны, кто-то выигрывает, кто-то проигрывает. Они еще болеют за пилотов и команды. И когда пилот, проводя 60 кругов, например, как Тимо, финиширует 24-м и может сказать только, что счастлив, что доехал до финиша, хотя в свое время в "Тойоте" демонстрировал очень неплохие результаты, это больно.

- Отдельная тема – еще одна команда, которую мы практически не упоминали, - "Хиспания Рейсинг". Можно ли назвать командой то образование, которое сейчас есть в "Формуле-1"?

- Ну, а почему нет? Они недавно с удовольствием поучаствовали в фотосессии: они нанесли рекламный логотип на свою машину, и просто коробку, без какой-либо толковой начинки, презентовали в качестве модельного образца, позволив себе заработать денег. Я говорил еще в прошлом сезоне, что этот бардак, уж простите, до добра не доведет. Если серьезно, нужно расставлять все точки над "i": либо вы, как US-F1, делаете тостеры и осчастливливаете домохозяек своей продукцией, либо участвуете в чемпионате мира по автогонкам. Сейчас ходит много слухов о том, что там по шесть недель не платят зарплату, что оттуда уходят инженеры, механики, конструкторы, просто не получая денег. Колин Коллес спихивает свою ответственность на Хосе Карабанте, Карабанте спихивает на Коллеса. В итоге все это повисает в воздухе, и главный вопрос – кто должен платить. Владелец говорит, что должен платить только конструкторской группе, а остальным занимается директор. Когда боевого пилота назначают за две недели до старта чемпионата мира, согласитесь, это нонсенс. Форс-мажора не было, просто не могли найти пилота, который бы заплатил деньги для того, чтобы сесть за руль. Благо, нашли Витантонио Лиуцци. На рынке больше никого не было, кто бы смог заставить сдвинуться эту машину с места. Нараина Картикеяна – отлично, человек готов платить определенную сумму для того, чтобы машина и команда развивались, но если вы посадите второго драйвера – кому-то надо выводить эту машину из бокса, доводить до стартовой решетки, - нашли Лиуцци. Очень хороший парень, на мой взгляд, недооцененный, поскольку у него есть возможность для того, чтобы прибавлять. Но не получается у него ни с командами, ни с напарниками. Говорили, что Лиуцци по таланту соизмерим с Алонсо. Сейчас об этом никто не говорит, но никто не вспоминает, что в нормальную машину Лиуцци очень давно не попадал.

Что дальше будет с командой, непонятно, потому что в тестах они толком не участвовали: то у них детали на границе застревают, то детали потом теряются, то они не могут оплатить счета, чтобы эти детали смонтировали в их коробку, то засуха, неурожай, то Хосе Карабанте сел не по фэн-шуй, и счета не могут пройти. В итоге Коллес обещает вывести машину на старт – хорошо, мы в Австралии с удовольствием полюбуемся на эту новую расцветку, на два болида, Лиуцци, Картикеяна. Но что будет дальше? Хорошо, они приедут с определенным отставанием. Проходит три гонки, команды предоставляют своим машинам обновление, в том числе и "Верджин, и "Лотус".

- С которыми, к слову, "Хиспания" намерена бороться.

- Разве что если у них там соревнования по армрестлингу втихаря будут. Пройдет волна обновления, и отставание будет колоссальным. Да, у нас есть 107%, есть возможность не выходить на старт дальше, просто снимая машины, которые не проходят квалификацию. Но сейчас есть разговор о том, что Берни Экклстоун готов вмешаться и дать денег "Хиспании", чтобы та начала что-то делать. Получается, что в середине сезона у нас будет машина, которая может исполнять роль подвижной шиканы. Учитывая то, что степень износа "Пирелли" колоссальная, учитывая то, что появляется KERS, учитывая то, что пилоты сами еще не знают, как им со всей этой электроникой управляться, не знают, как пользоваться настройками заднего антикрыла так, чтобы не нарушить правила, - вы представляете хорошую техничную трассу, на которой идет атака? И здесь у вас появляется "Хиспания" впереди, и вы не знаете, куда ее сейчас двинет, потому что не знает и пилот, сидящий внутри машины, что будет в связке "левый-правый", если он перетормозит. А у вас здесь борьба идет, между прочим, за позицию, и те голубые флаги в этой связке, конечно, актуальны, но резкий сброс тоже может привести к аварии. Может получаться такие ситуации, при которых эти самые круговые совершенно неожиданным образом будут вмешиваться в очки, за победы, а то и за звание чемпиона мира. Были бы опытные пилоты – одно дело, но, честное слово, при всем уважении к Нараину Картикеяну, при всех его достоинствах, прости Господи, оказаться за ним в борьбе с Фернандо Алонсо. А если это гонка Монако?А если еще дождь? Это будет просто идеальная ситуация. Я не знаю, чем это все закончится. Очень не хотелось бы, чтобы в дальнейшем этот проект просто умер во время чемпионата мира. Если мы сейчас решаемся это делать, пускай они покажут, что могут на самом деле. Если "Хиспания" достойна оставаться, значит, нам придется с этим мириться. Если нет – давайте принимать серьезное решение.

Берни Экклстоун намедни заявил, что хочет видеть в пелотоне десять команд. Два года назад он говорил о том, что 12-13 команд – это идеально, то, что новые команды нас спасут, что они будут конкурировать с середняками. Сейчас это забыли, сейчас нам надо десять команд. Зачем тогда давать сейчас деньги "Хиспании" на развитие?

- У "Хиспании" существует проблема денег или проблема организации? Вроде бы есть опытный Коллес, есть опытный бизнесмен Карабанте, есть Уиллис, не самый последний конструктор, есть Витантонио Лиуцци.

- Есть опытный Коллес, который в свое время наворотил сомнительных дел в планах развития конюшни. Есть Карабанте, который ходит в долгах как в шелках. Вы помните судебный процесс в конце прошлого года, в котором ему предъявили иск по выплатам. Есть Витантонио Лиуцци, который попадает в машину, о которой ничего не знает: как можно вывести болид, первый раз сев в него за две недели до старта чемпионата мира и выехать на старт Гран-при Австралии? В прошлом году была абсолютно та же ситуация, совершенно те же проблемы, и никаких выводов не было сделано. Мы получаем то, что Джеффри Уиллис бегает и один закрывает собой все бреши: здесь он левой рукой дорисовывает чертежи машины, правой держит трубку, договариваясь со спонсорами, левой ногой стучит в двери агенту Витантонио Лиуцци, чтобы тот подписывал контракт. Он разрывается, это ненормально. Мы получаем ситуацию, при которой, как говорил профессор Преображенский, разруха в головах.

Были огромные проблемы у "Заубер" - почему Берни не помог им, команде, у которой есть отличная база, хорошие люди, пилоты, с которыми можно работать? Почему не помочь "Лотусу"? "Верджин-Маруся" идет экспериментальным путем – поставьте им определенные условия, ценовые и временные рамки. Помогите "Уильямсу", который сейчас выставил свои акции на продажу на бирже. У них есть определенная подушка безопасности, но дайте им денег для того, чтобы они развивались. Вот вам будет восемь-девять команд, которые навяжут борьбу друг другу, и мы будем смотреть интересный чемпионат. Сейчас возникает ситуация сравнима с той, когда аппарат искусственного дыхания поддерживает тело, которое уже не может функционировать из-за того, что отключился мозг. Сейчас такой "овощ" - это "Хиспания Рейсинг". Прошлый год наглядно показал, для чего нам нужна "Хиспания": в основном, комментаторы на ней отрывались, когда была очень скучная гонка, и можно было пошутить и посмеяться.

- Хотелось бы еще обсудить два вопроса. Первый – технический: появились шины "Пирелли", регулируемое антикрыло, вернулся KERS Насколько большое влияние они окажут на гонки в этом сезоне?

- Шины – это главный вопрос. С антикрылом все более-менее станет понятно, когда пилоты найдут общий язык, организаторы определятся в правилах и в том, когда и как его использовать, когда конструкторы уже поймут детали плюсов и минусов включения его при обгонах. Ситуация уравняется. С KERS мы уже проходили: сезон эта система пробыла, потом ее отменили. Сейчас все учитывают то, что и вес машины увеличился, нюансы с балансом более строго прописаны в регламенте – здесь тоже есть понимание. Что будет с "Пирелли", не знает никто. Даже такие люди, как Ник Хайдфельд, который умеет работать с машиной в щадящем режиме, как Дженсон Баттон, которому прикатать покрышки – это раз плюнуть, говорят, что не знают этих характеристик. Шины изнашиваются через восемь-десять кругов, их сцепные свойства изменяются на ходу. У вас неожиданно появляется недостаточная поворачиваемость; вы только пытаетесь что-то скорректировать – а у вас уже износ задних шин начинает повышаться из-за того, что вы где-то резко перетормозили. Шинники обещают минимум две переобувки: мы не знаем, сколько раз придется заезжать в бокс при ошибочном торможении. Вспомните стиль Хэмилтона и Алонсо: на сверхмягких покрышках одно неловкое движение, вы перегружаете правое переднее колесо – все, у вас полностью смещается баланс. Совершенно непредсказуемая ситуация. Я думаю, полгода шины "Пирелли" будут главной темой для обсуждения, это будет главный фактор, определяющий не только людей, попадающих в очковую зону, но и победителей гонки. Кто с ними подружится быстрее, тот и будет фаворитом, вне зависимости от ходовых характеристик.

- Мы уже вспоминали Феттеля, Алонсо, Хэмилтона. Еще о двух очень популярных у нас пилотах мы практически не говорили – о Михаэле Шумахере и Виталии Петрове. Чего от них ждем в этом году?

- Хороший вопрос. В английском языке есть выражение "do or die" - "сделай или умри". У Петрова сейчас двухлетний контракт, на него не оказывается вообще никакого давления. У него оплачено место, у него напарник, с которым он может бороться, - Ник Хайдфельд. Если сейчас Ник начнет привозить Петрову по полсекунды на круге, это будет очень тревожным сигналом и для Оксаны Косаченко, и для Петрова, и для менеджмента "Рено". Если у Петрова даже в таких условиях, в которых он провел полноценную предсезонку, в которых он не испытывает давления сверху, у него есть определенность в будущем и он знает эту машину, если у него сейчас не получится, честно говоря, я не знаю, какие еще аргументы найдет менеджмент пилота, кроме денежных, для того, чтобы оставить его в пуле команд, которые претендуют на постоянное попадание в очки. Если он поедет, все скептики должны будут хотя бы просто немного помолчать. В том числе и я.

Михаэль Шумахер. По последним тестам фанаты начали кричать, что Михаэль вернулся. Предварительные моменты, первые две серии испытаний праздновали скептики, говорили, что у Шумахера будут проблемы. Сейчас весь вопрос в стабильности машины: если "Мерседес" будет так же стабильно и аккуратно развиваться, как он это делал в межсезонье, борьба Шумахера и Росберга будет одной из самых красивых в пелотоне. Если у "Мерседеса" начнутся проблемы с доводкой машины, я боюсь, что Шумахер попадет под ту волну, под которую он попал в прошлом году: мол, ты слишком стар, зря вернулся и так далее. Сейчас для него во многом определяющий сезон. Все эти отмазки, которые были в прошлом году, уже недействительны: у тебя было межсезонье, ты лидер команды, ты опытный человек, ведешь за собой Росберга и с тобой работали все. В интернете можно найти уйму подтверждения тому, что претензий Шумахера постепенно становилось все меньше, потому что команда находила решения и ответы. Если сейчас ты не можешь выйти на уровень, соответствующий потенциалу машины, очень тяжело будет оправдаться. Если сможешь, то все прошлогодние критические стрелы будут подняты и направлены в тех, кто их выпускал. Но мне кажется, что эта борьба на грани первой тройки пелотона будет определяющей: если Росберг сможет удержаться и доказать, что он не менее стабилен и уверен в себе, чем Шумахер, в следующем сезона ставка будет на него.
-50%
-30%
-50%
-30%
-10%
-40%
-15%
-20%
-10%
-20%
-30%
-20%
-10%