Кирилл Клименков,

Телекомментатор и обозреватель газеты "Прессбол" Дмитрий Герчиков подвел итоги прошедшего сезона в "Формуле-1", рассказал, как Кими Райкконен попал в "Лотус-Рено", а также скептически оценил выступления единственного россиянина Виталия Петрова.



Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать аудио (15.50 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать видео
 
За пару часов до начала эфира Кими Райкконен подписался в Lotus Renault. Насколько неожиданным было для тебя это решение?

На самом деле его сложно назвать неожиданным хотя бы потому, что последние три дня об этом писали британские журналисты в микроблогах. Все к этому шло. У Кими Райкконена в этом сезоне было всего лишь два варианта подписания контракта в "Формуле-1" – либо Williams, либо Lotus.

В Williams освобождалось место Рубенса Баррикелло, и вместе с Пастором Мальдонадо в сезоне 2012 Райкконен должен был сесть за руль. Но договорившись о спонсорах, о разделении прибыли, зарплате, менеджмент Кими Райкконена запросил часть акций (по слухам, от 12% до 22%) в собственное владение. С начала чемпионата Williams выставил часть своих акций в продажу, они разошлись по миру, и сейчас Кими Райкконен хотел стать совладельцем этой команды. В Williams посчитали такой ход нецелесообразным, и Гроув дал отбой.

После этого менеджер Кими Райкконена Робертсон начал названивать Эрику Булье. Буквально в течение недели были утрясены все формальности, и сегодня мы узнали, что Кими Райкконен станет напарником номинально Виталия Петрова в сезоне 2012. Уже появились первые фотографии в комбинезоне, пресс-релиз. Райкконен говорит, что голод по "Формуле-1" настолько сожрал его изнутри, что он не мог досидеть последние дни в ралли. Если ничего не изменится, в 63-м чемпионате мира стартует шесть чемпионов мира.

В этом сезоне было пять чемпионов – тоже немало. Были все чемпионы последнего десятилетия, кроме Кими. Насколько сезон оправдал твои ожидания?

Он получился добротным. Я не могу сказать, что он получился феерическим. И дело не в том, что Red Bull досрочно выиграл индивидуальный зачет, Кубок конструкторов. И не в том, что Red Bull доминировал в первой половине. Мы не видели искрометной борьбы, которую хотелось бы видеть и которую ждут болельщики "Формулы-1". Последние семь-восемь этапов реальной борьбы был мизер.

Как писал один британский журналист, "я могу позволить себе заснуть на 15-й минуте Гран-при и проснуться за 15 минут до его окончания. В лучшем случае я пропущу пару обгонов DRS, в худшем, действительно случится что-то феерическое". Довольно монотонные гонки, довольно предсказуемый результат. Квалификация – это вообще космос: пять пилотов могут сражаться до последней попытки, выезжает Феттель, машет всем пальцем, Red Bull ликует, соперники хватаются за голову. Сезон не получился острым, но в плане локальных интриг он мне понравился. Мне понравился ряд выступлений отдельных пилотов.

В предстартовых прогнозах обычно говорят, что журналисты не угадывают. В этом сезоне я промахнулся с двумя моментами. Первый – Серхио Перес. Действительно дебютант провел отличный сезон. Учитывая нюансы поведения болида, стесненность Sauber в средствах, хорошего напарника Камуи Кобаяши, к Пересу нет вопросов.

Второй момент – очень тяжело было предсказать такой прыжок Force India. Я не думал, что к концу сезона команда будет выглядеть стабильным представителем пилотов, которые квалифицируются в топ-10. Если бы было больше времени и ресурсов, вполне возможно, они боролись бы за четвертое-пятое места. Эта команда грамотно провела кадровую политику, грамотно расставила акценты внутри коллектива.

Середняки тоже оправдали ожидания: где-то со знаком плюс, где-то – со знаком минус. Но в принципе на них можно было смотреть с удовольствием, особенно, если вы болели за Хейкки Ковалайнена. Трудно ожидать большего от сегодняшней "Формулы-1" с ее техническими нюансами и поисками.

Перед сезоном был вопрос по поводу McLaren Mercedes. Ему предсказывали повторение сезона двухлетней давности: тогда он был провальный, команда постепенно нагоняла. Сейчас им удалось нагнать немного больше. Причина была в отказе от инновационных технологий, которые они использовали во время теста, или они просто затаились?

В предсезонных вариантах я предсказывал, что они могут выстрелить, если в ходе сезона будут грамотно работать над обновлениями и найдут золотую середину между поиском и развитием отраслей, которые приносят им успех. McLaren блестяще сработал в ряде моментов. Во-первых, они начали кадрово усиливаться под конец сезона. Приход Сэма Майкла – один из лучших трансферных ходов.

Во-вторых, они определились в работе с отдельными отраслями: аэродинамикой и шинами. Дженсон Баттон в кратчайшие сроки нашел общий язык с Pirelli. Независимо от того, это super soft или hard, он начал выжимать максимум из машины. Оба пилота здорово отработали в плане поставки и обработки информации.

Я думаю, даже противники Льюиса Гамильтона обязаны признать, что в этом сезоне оба пилота выжали максимум. Посмотрите свободные заезды, квалификацию. McLaren может говорить, что в квалификации им не хватает скорости, у них есть проблемы с шинами, балансами на быстром круге. Но как только появляется длинная дистанция, даже течение гонки происходят коррективы, позволяющие McLaren двигаться стабильно. На мой взгляд, это признак класса команды. Они нашли свою линию, области, где они могут отыскать дополнительные секунды, и работали внутри этих областей.

К концу сезона остальные соперники бросили дорабатывать машины, средства ушли на сезон 2012, пилоты бросают бороться, когда нет мотивировки. Но Баттон и Гамильтон выкладываются до последнего, и это находит отражение в турнирной таблице, Кубке конструкторов. Все-таки второе место завоевывается не просто так. Дженсон Баттон получил звание вице-чемпиона мира в команде, в которой предрекали триумф Гамильтона. Баттон так здорово проводит сезон, что возникает вопрос, кто будет первым пилотом дальше.

Очень важно, что внутри команды здоровая конкуренция. Это не вражда, не подсиживание, не войны между пилотами на пресс-конференциях и пресс-релизах. Они уважают друг друга, все-таки чемпионы мира знают, какого труда стоит добиться такого звания. Они понимают, что оба работают на достижение максимального результата.

В других командах так бывает далеко не всегда. Наглядный пример – Lotus Renault, где Петров враждовал сначала с Хайдфельдом, потом были претензии к Сенне, что от него нет технической пользы, к самой команде, к Эрику Булье. Наверное, что-то схожее можно было увидеть только в Force India, где команда просто сконцентрировалась на работе, и прослеживалось внутреннее единство.

Полгода назад очень много внимания мы уделяли новинкам. Тогда говорили, что смеси DRS, шин Pirelli, узких улочек Монако может представлять из себя горючую смесь, а в итоге все обошлось тихо. Получается, новинки не оправдали себя?

Наверное, сложно говорить однозначно, что все новинки не оправдали себя. Сама по себе система DRS интересна и нравится пилотам, что немаловажно. Она нравится зрителям, поскольку раньше надо было час ждать хоть какого-то обгона благодаря ошибке пилота. Сейчас каждую гонку мы видим обгоны на любой вкус в зонах DRS.

Есть одна большая проблема: когда тебя обгоняют при помощи DRS, защищаться практически невозможно. На прямой, учитывая разницу в скоростях, учитывая то, что ты только раз можешь поменять траекторию, сопротивляться очень сложно, особенно, если сама по себе сказывается разница в болидах. Поэтому пилоты, которые завоевывали свой авторитет с помощью защитных действий, заведомо в проигрыше. Ярно Трулли за сезон дважды попадал в объектив, показывая, как здорово он умеет защищаться. После этого он выпадал из картинки, потому что его обгоняли все кому не лень, и на этом всё появление Lotus Тони Фернандеса в эфире заканчивалось.

Мне немного непонятна система определения зон для обгона DRS. По-моему, было бы намного интереснее давать шанс пилотам для контратаки. Если вы помещаете на трассе две зоны DRS, сделайте их компактными: в идеале – между связками нескольких поворотов. Вы даете человеку, выигравшему позицию, обозначить траекторию, выбрать оптимальную для входа в следующую зону DRS, и дальше человек, идущий позади, имеет шанс для контратаки. Если таковая будет – честь и хвала пилоту, который смог отыграть позицию. Если нет, мы увидим, что даже на маленьких промежутках трассы можно отстоять позицию, отвоеванную с помощью этой системы.

Нынче все проходит в одну калитку. Для меня, как человека, предпочитающего видеть не только лихие атаки в стиле японских пилотов, но и красивую классическую защиту, нехватка этих элементов сказывалась. Хотя были эпизоды, когда пилоты умудрялись при помощи KERS, при помощи грамотного выбора позиции, раннего, жесткого, рискованного торможения сохранять позицию и оставаться впереди в зоне DRS. Но если машина ведет себя непредсказуемо, есть проблемы с балансом, вы не уверены, что передним шинам хватает сцепления, вы никогда не пойдете на риск, потому что это чревато очень серьезной аварией. Вы знаете разницу в скоростях, хотя бы раз обгоняли сами, и вы будете просчитывать варианты, чтобы аварии не случилось. В этом плане мы немного потеряли.

Что касается шин Pirelli, честно говоря, после предыдущего шинного монополиста этот сезон для меня был отдушиной. Варианты мягкий, твердый где-то серьезно изнашивались, и это создавало дополнительные сложности, или где-то изнашивались постепенно, но в связи с изменением уровня топлива и баланса болида, задняя ось начинала вести себя неспокойно, вызывая избыточную поворачиваемость. Это добавляло элемент неожиданности, и было увлекательно смотреть, как справлялись пилоты.

Например, Баттон говорил, что у него возникла вибрация на задних колесах. И затем интересно было смотреть, как он корректирует свой пилотаж, чтобы удержать машину в подчинении. При этом, когда его результаты разнятся на пару сотых, ты понимаешь, насколько классный пилот сейчас сидит за рулем, потому что просчитывает в голове сразу несколько вариантов, при которых ему надо выиграть время и удержать машину под контролем.



Награды розданы: Феттель - чемпион, у Red Bull – Кубок конструкторов. Кого бы ты назвал невидимыми героями сезона? Это не обязательно гонщики. Может быть, менеджеры, механики и пилоты в том числе.

Наверное, первая награда в любом случае должна уйти Эдриану Ньюи. В начале сезона он мог повесить на машину стикер с надписью "Ушел в отпуск. Если возникнут проблемы, поставьте KERS и заставьте его работать". Второй сезон подряд команда удерживает высочайшую техническую планку. Второй сезон подряд болиды демонстрируют феноменальную скорость. У них возникали проблемы с KERS – они их постепенно устраняли. У них возникали проблемы технического свойства – они на ходу устранялись. Механики и инженеры умудрялись буквально в паддоке проводить диагностику и мелкий ремонт.

Могу привести в пример последнюю гонку, в которой Себастьян Феттель провел всю дистанцию с практически поломанной коробкой передач. Ему пришлось перезагрузить электронную систему на болиде. На это акцентировалось особое внимание, потому что возникли вопрос, правда ли, что у Феттеля проблемы, или он просто пропустил Уэббера, чтобы тот завоевал первую победу в сезоне. Обычно, когда происходит перезагрузка определенных систем, даже в ясную погоду, мигает красный фонарик. У Феттеля действительно были проблемы, но он с ними справился. Приятно смотреть на пилота, который становится двукратным чемпионом мира, который всегда улыбается, даже если ему трудно, говорит небанальные вещи, даже когда проигрывает.

Force India – одни из героев. Несмотря на юридические проблемы Адриана Сутиля в Китае, давление журналистов, несмотря на вопросы о конкурентоспособности команды, Force India из сомнительного по качеству коллектива постепенно доросла до крепкого середняка. Несмотря на то, что Виджей Малья продал долю акций своей команды, сейчас это по-прежнему команда-семья. Каждый технический специалист подбирается под определенную область, чтобы ее совершенствовать. В итоге в последней гонке Адриан Сутиль перепрыгивает Виталия Петрова, занимает 9- место и входит в топ-10, и Force India практически догоняет Renault. По-моему, этой команде можно только поаплодировать.

Серхио Перес для меня если не открытие, то приятное откровение этого сезона. Камуи Кобаяши очень грамотно провел сезон и в конце решил проблему с мягкими покрышками. Это тоже говорит о многом: молодой пилот, который в команде-середняке чувствует себя некомфортно, смог найти решение по ходу сезона в таком ключевом аспекте, как шины. Серхио Перес выступал ему под стать.

Отмечу Хейкки Ковалайнена, учитывая ресурсы Lotus и то, в каком болиде ему пришлось проводить этот сезон. Жалко, когда видишь, что пилот больше борется с машиной, когда у него возникает избыточная поворачиваемость, и он не знает, как ее устранить, потому что машина непредсказуема. Но Ковалайнен справился, и Тони Фернандес подтвердил, что вся команда без ума от финна. Они будут делать все, чтобы удержать его в коллективе. За всеми этими людьми было приятно наблюдать.

Было бы несправедливо забыть Ferrari. Фернандо Алонсо продемонстрировал спортивному миру, что такое инстинкт убийцы. То, как он сражается, то, как он просчитывает атаки, то, как он их осуществляет, на мой взгляд, классика "Формулы-1". Сейчас сложно найти пилота агрессивнее и умнее на атаках Фернандо Алонсо.

Мы в каждой передаче говорим о популярных у нас Михаэле Шумахере и Виталии Петрове. Показалось, что в этом сезоне Шумахер сделал шаг в сторону Росберга. Виталий сделал шаг в сторону пилота неплохого уровня. Согласен, что этот год получился более продуктивным для каждого из них, нежели предыдущий?

Честно говоря, когда Виталий только пришел в "Формулу-1", я наблюдал за ним в минорных сериях в начале его карьеры. Мне довелось писать тексты для одного из российских источников по этому поводу. Если убрать гражданство Виталия, он бы не производил фурора. Посади в Renault Хо-Пин Туна, и дай ему два сезона, я думаю, он выступил бы не хуже. Петров позиционировался как открытие, чуть ли не человек из будущего. Его менеджер Оксана Косаченко одно время активно мониторила российскую прессу и сражалась за чистоту мысли в ней. Она опровергала все утверждения относительно контрактов, стиля пилотирования. Сейчас ее тональность резко сменилась.

В этом году 11 гонок, они выступают вместе Ником Хайдфельдом, и на Хайдфельда катятся все бочки. Они заканчивают 11 этапов, и Хайдфельда меняют на Бруно Сенна. Теперь у Хайдфельда и Петрова по 34 балла. Остается 8 гонок, Виталий зарабатывает в сумме 2-3 балла и еле-еле обходит Хайдфельда. Благодаря последней гонке он оказывается выше Хайдфельда по чистому числу очков, а не по более высокому месту в Гран-при.

При этом Lotus Renault очень серьезно теряет в качестве работы машины и скоростных показателях. На мой взгляд, это связано с уходом Хайдфельда, потому что он многое привносил в команду в плане настройки болида, выбора базовых настроек, работы в свободных заездах и квалификации. Как только появился Бруно Сенна, результаты резко пошли вниз. Появилось много жалоб со стороны Петрова, Сенна, и команда не знала, за что хвататься. На мой взгляд, это явный показатель того, что Петров сам по себе еще не может быть первым пилотом. Он не может определять проблемные области, не может сам их решать.

Меня всегда настораживает, когда пилот начинает критиковать свою команду. Даже если там все сидят сложа руки, ты понимаешь, что от тебя зависит 70% успеха команды: от того, как ты будешь работать на трассе, какой фидбэк ты будешь предоставлять, как ты будешь настаивать на брифингах на выборе тактики, от того, какую тактику ты выбираешь во время гонки. В этом сезоне Петров пять или шесть раз жаловался, что команда неверно выбрала тактику. При этом Дженсон Баттон говорит, что сейчас заедет и переобуется в твердые шины. Команда говорит, что это не лучший вариант, но он настаивает, и выигрывает уйму времени за счет пит-стопов.

Петров же после гонки жалуется, что вообще не понимает, чем занимается стратегический центр. Но номинально он первый пилот конюшни, которая должна бороться за третье место в Кубке конструкторов. Несколько раз ошибившись, он позволяет им делать то же самое, и после этого он идет в прессу и ругает команду. Я не спорю, Булье в этом сезоне накосячил. Но раз у Петрова контракт до 2012 года, он может предложить работать над следующим сезоном, раз они сливают этот. А в итоге мы видим, что Петров со стратегической точки зрения потратил 8 гонок впустую.

Я не удивлен, что сегодня ходят слухи, что Петров покинет Renault. Уже сама Косаченко признается, что контракт на 2012 год есть, но решение принимает команда. На мой взгляд, это показатель того, что Петров не воспользовался колоссальным шансом, учитывая отсутствие Роберта Кубицы, учитывая, что команда в его пользу отказалась от сильного напарника. Второго пилота подобрали на остаток сезона, как в свое время Романа Грожана бросили под танки. Единственная разница - здесь давление было минимальным: все понимали, что Сенна в конце сезона уйдет.

Что касается Михаэля, то мы третий сезон будем говорить, что придет Шумахер, и все точно будет классно, и он точно обыграет Нико Росберга, сможет вернуться в свою форму и показывать шикарный стиль пилотирования. Но если проследить, то мы только об этом и говорим последние два сезона. При этом Росберг тоже столкнулся с серьезными техническими проблемами, и он смог улучшить свои выступления в квалификации. Он смог стабильно опережать Михаэля Шумахера, и в итоге выиграл в индивидуальном зачете. Он смог добиться продления контракта, что в мире "Формулы-1" довольно значимо, поскольку контракт долгосрочный. Росберг выглядел так, что на следующий сезон он готов бороться с Шумахером уже в ранге первого пилота. Получается, Шумахеру еще один сезон придется доказывать, что он точно готов.

В этом году по сравнению с прошлым годом, Шумахер выглядел увереннее, но посмотрите, какую предсезонную работу проделала команда. Посмотрите, в каком статуте представал Михаэль перед началом сезона. Ряд гонок на него было одно удовольствие смотреть, но рано говорить, что он вернется на пик формы, раздавит Росберга, сможет бороться с Фернандо Алонсо. Я бы не торопился говорить, что в этом сезоне Шумахера стоит занести в актив. В моем понимании, этот сезон переходный. Раз Росс Браун решил в 2012 году оставлять вместо Адриана Сутиля, Нико Хюлькенберга – Шумахера, значит, он ставит на карту очень многое.

Наверное, одна из самых интересных интриг 2012 года: будет ли Росберг замахиваться на что-то большее или будет в дальнейшем бороться с Шумахером. В этом сезоне они играли в своей лиге: кто кого – Шумахер Росберга или Росберг Шумахера. По всем показателям Нико выиграл. Я надеюсь, в следующем сезоне мы получим конкретный ответ на вопрос, и не будет тягомотины с разницей в 5-7 очков.

Закончим эфир просмотром кусочка передачи годичной давности, после чего обсудим видео.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать видео

Мы снова в эфире TUT.BY, прошел год…

И хотел бы сказать, что мне не хватило билета на этот рейс, но на самом деле его так и не было, потому что он все время откладывался. Может, он и состоялся в атмосфере секретности, но в новостных агентствах не проходило ни видео-, ни фотоматериалов. Поначалу, рейс отложили, потому что Брэнсон получил травму, потом его отложили из-за занятости. В итоге эта тема быстро затихла и больше не всплывала. Я очень надеюсь, что это мероприятие в итоге состоится.

Может быть, Николай Фоменко сам поспорит с Тони Фернандесом и предложит пари. Есть варианты, при которых мы увидим Николая в новой ипостаси, тем более что, по его обещаниям, "Маруся" в следующем сезоне предстанет совершенно удивительным в техническом оформлении: не будет никаких экспериментов, они будут строить консервативный болид с очень интересной связкой пилотов. В команду пришел Шарль Пик, остается Тимо Глок, и они обещают если не навести шороху, то хотя бы чаще попадать в кадр.
-30%
-30%
-10%
-10%
-40%
-15%
-10%
-20%
-80%