• Хоккей
  • Биатлон
  • Футбол
  • Теннис
  • Гандбол
  • Баскетбол
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС


фото: James Moy Photograpy,

Шесть чемпионов мира, восемь победителей в двадцати гонках, возвращение Кими Райкконена, конец карьеры Михаэля Шумахера и потрясающая схватка за титул между Фернандо Алонсо и Себастьяном Феттелем. Сезон Формулы-1 2012 года был великолепен. Прощаясь с ним, "Мотор" подводит итоги чемпионата, оценивая результаты команд и пилотов.
 
Впервые в истории в Формуле-1 было 20 гонок – так долго за чемпионский титул лучшие пилоты на планете еще никогда не боролись. Сезон, который держал участников в напряжении до финиша самой последней гонки, закончился в минувшие выходные. Следующая гонка Формулы-1 пройдет лишь в марте, поэтому в ближайшие месяцы у болельщиков есть прекрасная возможность проанализировать, как выступили команды в минувшем году.
 
Red Bull Racing
Место: 1
Очков: 460 
Побед: 7
 
Запрет на выдувные диффузоры сказался на форме "энергетической" команды. Red Bull RB8 в начале чемпионата была не быстрее не только McLaren MP4-27, но и Lotus E20 и даже Mercedes W03. Держаться во главе протокола Кубка конструкторов в первой половине чемпионата помогала надежность машины, стабильность собственных пилотов и чудачества McLaren. По-хорошему, подопечные Мартина Уитмарша должны были создать неплохой отрыв от Red Bull и прочих еще весной. Но со своими проблемами пусть разбираются в Уокинге. "Быки" в начале сезона смогли доказать, что выиграли два чемпионата подряд не только благодаря Эдриану Ньюи. Из всех лидеров, даже при отсутствии явного технического преимущества, Red Bull смотрелась предпочтительнее. Кубок конструкторов, скорее всего, был бы завоеван и без осеннего рывка. 

Мельбурн. После шестого места в квалификации Себастьян Феттель все-таки смог добраться до подиума, но скоростью парней из McLaren был изрядно удивлен
Бахрейн. Феттель впервые победил и вновь показал всем свой палец. Немец – снова лидер чемпионата
Монако. С возвращением чемпионата в Европу первую скрипку в команде стал играть Уэббер. Победа Марка в княжестве. Вторая в карьере
Монако. С возвращением чемпионата в Европу первую скрипку в команде стал играть Уэббер. Победа Марка в княжестве. Вторая в карьере
Валенсия. Отказ генератора на моторе Renault лишил Себа верной победы
Валенсия. Отказ генератора на моторе Renault лишил Себа верной победы
Сильверстоун. Обойдя Фернандо Алонсо за несколько кругов до финиша, Уэббер побеждает во второй раз в сезоне, и становится главным преследователем испанца в чемпионате
Сильверстоун. Обойдя Фернандо Алонсо за несколько кругов до финиша, Уэббер побеждает во второй раз в сезоне и становится главным преследователем испанца в чемпионате
Монца. Отказ генератора номер два
Монца. Отказ генератора номер два
Сингапур. Вторую в сезоне победу Феттелю подарил сход Льюиса Хэмилтона, но именно с этого и начался спурт немца
Сингапур. Вторую в сезоне победу Феттелю подарил сход Льюиса Хэмилтона, но именно с этого и начался спурт немца
Йонам. Получить порцию шампанского в лицо на подиум отправили Эдриана Ньюи. Он был хорошо к этому готов. Ведь у Red Bull теперь лучшая машина чемпионата. Себ – снова лидер
Йонам. Получить порцию шампанского в лицо на подиум отправили Эдриана Ньюи. Он был хорошо к этому готов. Ведь у Red Bull теперь лучшая машина чемпионата. Себ – снова лидер
Абу-Даби. Старина Берни пришел поддержать своего любимчика перед началом гонки. После топливного скандала в квалификации Феттеля лишили поула и отправили стартовать с пит-лейн. Через два часа Себ будет стоять на подиуме
Абу-Даби. Старина Берни пришел поддержать своего любимчика перед началом гонки. После топливного скандала в квалификации Феттеля лишили поула и отправили стартовать с пит-лейн. Через два часа Себ будет стоять на подиуме
Сан-Паулу. Себастьян Феттель – самый молодой в истории Формулы-1 трехкратный чемпион мира
Сан-Паулу. Себастьян Феттель – самый молодой в истории Формулы-1 трехкратный чемпион мира

В схватке за личный титул фактор Ньюи оказался определяющим. Никто не собирается умалять заслуг Себастьяна Феттеля, но если бы осенью Эдриан не превратил RB8 в волшебную колесницу, сократить отставание от Алонсо было бы невозможно. Нервная концовка в дождевом Сан-Паулу добавила борьбе между Фернандо и Себом остроты, но судьба титула была решена не в Бразилии, а чуть раньше, в ходе азиатского турне, когда Феттелю удалось одержать за рулем безупречной RB8 четыре победы подряд.
 
Пилоты
Сезон 2012 года – пожалуй, лучший в карьере Себастьяна. Феттель терпеливо набирал очки, когда соперники были быстрее, не позволив себе допустить ни одной ошибки, а когда под пятой точкой оказалась лучшая машина пелотона, вновь принялся штамповать одну победу за другой. Третий его титул ценен именно этим: Себастьян не нервничал в начале сезона, не психовал из-за отказов техники в его середине и не дал соперникам вздохнуть в концовке.
Добротный сезон в исполнении австралийца. До начала осени Марк порой смотрелся даже сильнее Себа и доказал, что прошлогодние проблемы были явлением временным. И все же Феттель быстрее. В решающий момент Уэббер не нашелся, чем ответить разогнавшемуся напарнику. Но, так или иначе, Марк внес серьезный вклад в общую победу команды. "Неплохо для второго пилота".

Ferrari
Место:
Очков: 400
Побед: 3
 
Насколько оправдала себя замена на посту технического директора Альдо Косты на Пэта Фрая, сказать сложно. С одной стороны, к началу чемпионата Ferrari оказалась готова слабо: особенно скверно F2012 смотрелась в квалификациях. В гонках проблем было меньше, но, в любом случае, это касалось лишь одной из красных машин – той, за рулем которой сидел Фернандо Алонсо. Провал Фелипе Массы чуть затрудняет оценку ситуации. Если судить только по выступлениям бразильца в начале сезона, машина у Ferrari получилась не лучше той, что построила еще одна "Скудерия" – Toro Rosso. В то же время одержать три победы за рулем откровенно слабой машины не смог бы даже Фернандо. Каким бы замечательным он ни был.
 

Мельбурн. Вылет Алонсо с трассы в тренировке. Начало чемпионата получилось шокирующим. Оба пилота закончили первую квалификацию досрочно, не попав в десятку
Мельбурн. Вылет Алонсо с трассы в тренировке. Начало чемпионата получилось шокирующим. Оба пилота закончили первую квалификацию досрочно, не попав в десятку
Куала-Лумпур. Фантастическая победа Алонсо под дождем. Ему не нужна быстрая машина, чтобы выигрывать
Куала-Лумпур. Фантастическая победа Алонсо под дождем. Ему не нужна быстрая машина, чтобы выигрывать
Барселона. Скорости Ferrari не хватило, чтобы Алонсо смог одолеть Пастора Мальдонадо в борьбе за победу на домашнем Гран-при
Барселона. Скорости Ferrari не хватило, чтобы Алонсо смог одолеть Пастора Мальдонадо в борьбе за победу на домашнем Гран-при
Валенсия. Стартовав двенадцатым, Фернандо выиграл гонку
Валенсия. Стартовав двенадцатым, Фернандо выиграл гонку
Хоккенхайм. Выиграв поул в дождевой квалификации, Алонсо на протяжении всей гонки сдерживал позади Феттеля и Баттона. Третья победа, и Фернандо оторвался от преследователей в чемпионате на 34 очка!
Хоккенхайм. Выиграв поул в дождевой квалификации, Алонсо на протяжении всей гонки сдерживал позади Феттеля и Баттона. Третья победа, и Фернандо оторвался от преследователей в чемпионате на 34 очка!
Спа. Первый сход в сезоне, первая
Спа. Первый сход в сезоне, первая "баранка". Lotus E20 Романа Грожана пролетел в считанных сантиметрах от головы испанца. Свой третий титул Алонсо потерял именно здесь
Монца. Третье место при сходе Феттеля и Баттона – словно победа
Монца. Третье место при сходе Феттеля и Баттона – словно победа
Сузука. Столкновение с еще одним Lotus – теперь уже Кими Райкконена – и вновь на старте. Именно здесь Фернандо допустил свою единственную
Сузука. Столкновение с еще одним Lotus – теперь уже Кими Райкконена – и вновь на старте. Именно здесь Фернандо допустил свою единственную "полуошибку" в сезоне, не оставив финну достаточно места в первом повороте
Все еще Сузука. Провалив начало чемпионата, Фелипе проснулся во второй его половине. В Японии бразилец впервые за два года поднялся на подиум, но отобрать очки у Феттеля все равно не смог
Все еще Сузука. Провалив начало чемпионата, Фелипе проснулся во второй его половине. В Японии бразилец впервые за два года поднялся на подиум, но отобрать очки у Феттеля все равно не смог
Сан-Паулу. Масса сделал все, что мог для победы Алонсо в последней гонке, защищая его от толпы соперников (обратите внимание, куда смотрит Фелипе). Но судьба титула была уже не в руках Ferrari
Сан-Паулу. Масса сделал все, что мог, для победы Алонсо в последней гонке, защищая его от толпы соперников (обратите внимание, куда смотрит Фелипе). Но судьба титула была уже не в руках Ferrari
  
Самая большая проблема Ferrari в сезоне-2012 – квалификации. Субботние проблемы не были решены до самого конца сезона. Гоночный темп был не так плох, но, стартуя позади главных соперников, Алонсо изначально находился в проигрышной ситуации. В любом случае, Фернандо по итогам сезона не в чем себя упрекнуть. Он сделал все, что зависело от него. Второе место в Кубке конструкторов – во многом его заслуга. А также следствие надежности самой F2012. За весь сезон у Ferrari не было ни единого схода в гонках по техническим причинам. И именно благодаря этому, в конце концов, итальянцы и смогли одолеть McLaren.
 
Пилоты
 
Фернандо был очень хорош. Выражение "выжал максимум из машины" немного избито, но это как раз тот самый случай. Ни одна из его побед не была простой, ни один из кубков не достался Алонсо просто так. Он достоин, чтобы стать чемпионом в третий раз. И обязательно станет.
 
 
До августовского перерыва в чемпионате Фелипе набрал 25 очков за 11 гонок. Общественность настоятельно рекомендовала боссам "Скудерии" избавиться от бразильца немедленно и заменить его на кого-нибудь другого. Они решили потерпеть, и осенью Массу как будто действительно подменили. Фелипе в десяти гонках подряд набрал очки, дважды поднялся на подиум, а под конец чемпионата и вовсе стал быстрее Алонсо: что в США, что в Бразилии Фернандо потребовалась помощь напарника. Фелипе теперь идеальный номер два. Будет очень интересно последить за ним в следующем году. Контракт ему достался авансом, но он его – аванс – с лихвой отработал.

McLaren
Место:
Очков: 378 
Побед: 7
 
Команда Мартина Уитмарша одержала по ходу чемпионата семь побед – столько же, сколько у Red Bull. И могла выиграть еще больше. Но, построив отличную машину, команда откровенно завалила сезон. Запомнятся, скорее, не семь побед, а ужасные пит-стопы в начале сезона, ошибки с количеством топлива в баках, просчеты со стратегией и бесконечные технические отказы.
 
Уокинг. Февраль. Дженсон Баттон и Льюис Хэмилтон срывают покрывало с MP4-27.
Уокинг. Февраль. Дженсон Баттон и Льюис Хэмилтон срывают покрывало с MP4-27. "Можете быть уверены, это самая красивая машина чемпионата", – скажет через минуту Дженсон
Мельбурн. Гран-при Австралии. Суббота. Льюис и Дженсон довольны – первый ряд стартового поля за ними. Впереди длинный сезон,
Мельбурн. Гран-при Австралии. Суббота. Льюис и Дженсон довольны – первый ряд стартового поля за ними. Впереди длинный сезон, "в котором мы оба точно будем бороться за титул" (с) Хэмилтон
Все еще Мельбурн. Самая красивая машина получилась и самой быстрой! Дженсон выиграл Гран-при Австралии играючи
Все еще Мельбурн. Самая красивая машина получилась и самой быстрой! Дженсон выиграл Гран-при Австралии играючи
Барселона. McLaren допустила слишком много ошибок в начале чемпионата. Льюис Хэмилтон радуется поулу, еще не зная, что его отнимут – из-за недостатка топлива в баке его MP4-27
Барселона. McLaren допустила слишком много ошибок в начале чемпионата. Льюис Хэмилтон радуется поулу, еще не зная, что его отнимут – из-за недостатка топлива в баке его MP4-27
Монте-Карло. Дженсон Баттон несколько месяцев мучился с балансом своего McLaren. Гран-при Монако – низшая точка. Значительную часть гонки британец провел в компании Хейкки Ковалайнена
Монте-Карло. Дженсон Баттон несколько месяцев мучился с балансом своего McLaren. Гран-при Монако – низшая точка. Значительную часть гонки британец провел в компании Хейкки Ковалайнена
Монреаль. По чистой скорости в первой трети чемпионата McLaren все же была лучшей. Но свою первую победу Льюис одержал только в июне в Канаде. И стал лидером личного зачета
Монреаль. По чистой скорости в первой трети чемпионата McLaren все же была лучшей. Но свою первую победу Льюис одержал только в июне в Канаде. И стал лидером личного зачета
Валенсия. Льюис идет на втором месте, но к нему уже подкрался Пастор Мальдонадо. Еще несколько минут спустя они столкнутся
Валенсия. Льюис идет на втором месте, но к нему уже подкрался Пастор Мальдонадо. Еще несколько минут спустя они столкнутся
Спа. Льюис требует объяснений от Романа Грожана после столкновения на старте
Спа. Льюис требует объяснений от Романа Грожана после столкновения на старте
Сингапур. Льюис лидирует в гонке, опережая Феттеля, но вскоре сойдет из-за отказа коробки передач и практически потеряет шансы на титул. А в понедельник скажет Мартину Уитмаршу, что уходит в Mercedes
Сингапур. Льюис лидирует в гонке, опережая Феттеля, но вскоре сойдет из-за отказа коробки передач и практически потеряет шансы на титул. А в понедельник скажет Мартину Уитмаршу, что уходит в Mercedes
Сан-Паулу. У McLaren вновь лучшая машина. Хэмилтон и Баттон борются за лидерство. Позже Льюис сойдет в результате столкновения с Нико Хюлькенбергом, а Дженсон одержит седьмую для команды победу в сезоне
Сан-Паулу. У McLaren вновь лучшая машина. Хэмилтон и Баттон борются за лидерство. Позже Льюис сойдет в результате столкновения с Нико Хюлькенбергом, а Дженсон одержит седьмую для команды победу в сезоне
 
После победы Дженсона Баттона в Мельбурне в марте Формула-1 уезжала из Австралии со стойким убеждением, что McLaren непременно выиграет этот чемпионат. Потом, по ходу сезона, схожие ощущения появлялись после побед Льюиса Хэмилтона в Канаде и в Венгрии. В дни побед McLaren выглядела потрясающе. Но каждый раз, едва убедив публику в своей мощи, команда Уитмарша находила способ все испортить. Осенью о McLaren и ее пилотах как о претендентах на титулы не вспоминал уже никто. Тем более что спад команды совпал с началом рывка "красных быков". Две победы в двух заключительных гонках лишь добавили картине ясности: 2012 год для McLaren был годом упущенных возможностей.
 
Пилоты
Пока мир Формулы-1 занят спорами, кто в этом сезоне был круче – Алонсо или Феттель, – задумайтесь о другом: как и они, Хэмилтон так же кропотливо набирал очки в "плохие" дни; как и они, в "хорошие" он побеждал. Но если Себ потерял две гонки из-за отказов техники, а Фернандо – две гонки из-за столкновений с соперниками, то Льюис потерял таких гонок семь. Прибавьте сюда отобранный из-за ошибки команды поул в Барселоне… Хэмилтон провел один из лучших своих сезонов в Формуле-1. Возможно, сменить обстановку действительно нужно.
Бывают дни, когда Дженсон неудержим. Когда они наступают, Баттон сметает всех на своем пути. Помните прошлогоднюю Канаду? В этом сезоне тоже бывали похожие деньки. Но порой Дженсон будто становится невидимкой. Плетется где-то в середине, мучается с балансом машины, попадает в пробки. И таких дней в уходящем году тоже было немало.

Lotus
Место:
Очков: 303 
Побед: 1
 
Прогресс команды Жерара Лопеса и Эрика Булье немного удивил. После прошлогодних мучений с передним выхлопом и другими идеями технического директора Джеймса Эллисона казалось, что для этого нет никаких оснований. Но Lotus E20 вдруг оказалась одной из самых быстрых машин. Чуть больше везения, и сезон 2012 года команда закончила бы с тремя победами в гонках, а, быть может, и со вторым местом в Кубке конструкторов.

Херес, февраль. Кими вернулся!
Херес, февраль. Кими вернулся!
Мельбурн. Роман Грожан квалифицировался третьим на Гран-при Австралии. Никто еще не говорит о
Мельбурн. Роман Грожан квалифицировался третьим на Гран-при Австралии. Никто еще не говорит о "постоянных авариях на стартах". Потому что ни одного старта пока не было.
Бахрейн. Lotus E20 была очень быстра. Кими большую часть гонки висел на заднем антикрыле RB8 Феттеля. Обогнать так и не смог, но впервые после возвращения в Ф-1 поднялся на подиум.
Бахрейн. Lotus E20 была очень быстра. Кими большую часть гонки висел на заднем антикрыле RB8 Феттеля. Обогнать так и не смог, но впервые после возвращения в Ф-1 поднялся на подиум.
Монте-Карло. Один из
Монте-Карло. Один из "подвигов" Романа Грожана
Валенсия. Некоторые ошибки Роману можно было простить из-за его скорости. В Валенсии француз в чистой борьбе обошел Льюиса Хэмилтона и был близок к победе. Но сошел из-за отказа генератора
Валенсия. Некоторые ошибки Роману можно было простить из-за его скорости. В Валенсии француз в чистой борьбе обошел Льюиса Хэмилтона и был близок к победе. Но сошел из-за отказа генератора
Будапешт. В Венгрии E20 была вновь самой быстрой. Оба пилота поднялись на подиум, но чтобы обойти Хэмилтона вновь чего-то не хватило. В данном случае – банально мест для обгона
Будапешт. В Венгрии E20 была вновь самой быстрой. Оба пилота поднялись на подиум, но чтобы обойти Хэмилтона, вновь чего-то не хватило. В данном случае – банально мест для обгона
Спа. За завал, устроенный в первом повороте, Романа наградили дисквалификацией на одну гонку
Спа. За завал, устроенный в первом повороте, Романа наградили дисквалификацией на одну гонку
Монца. Жером д'Амброзио сел за руль в Монце, но плелся в хвосте – на протяжении пяти кругов бельгиец не мог справиться с Виталием Петровым
Монца. Жером д'Амброзио сел за руль в Монце, но плелся в хвосте – на протяжении пяти кругов бельгиец не мог справиться с Виталием Петровым
Абу-Даби. Первая победа Кими после возвращения! Не без пары ложек дегтя. Несмотря на победу, именно в Эмиратах Райкконен потерял шансы на титул. К тому же на подиуме не было нормального шампанского. Пришлось давиться газировкой
Абу-Даби. Первая победа Кими после возвращения! Не без пары ложек дегтя. Несмотря на победу, именно в Эмиратах Райкконен потерял шансы на титул. К тому же на подиуме не было нормального шампанского. Пришлось давиться газировкой
Сан-Паулу. За год Грожан наломал немало дров
Сан-Паулу. За год Грожан наломал немало дров

Как и в случае с Ferrari, главная проблема Lotus – не слишком сильные квалификации. Кими Райкконен ни в одной из них не смог пробиться в топ-3. Если бы не слабые субботние выступления, в Бахрейне и Венгрии победил бы именно он. В гонках, особенно по жаре, E20 была очень быстра. Причем на протяжении всего сезона. В отличие от прошлого года команда не хуже других справлялась с развитием машины, главное свидетельство чему – победа Кими в Абу-Даби. Райкконен теперь видится едва ли не главным активом команды. За год финн притерся к команде, а она сама имела возможность ознакомиться с методами его работы. В следующем году кардинальных изменений в регламенте не будет, а значит, от Lotus можно ждать как минимум повторения успеха. Да и дальнейший прогресс уже мало кого удивит.
 
Пилоты
Что и говорить, в последние два сезона Формуле-1 его не хватало. За год с момента возвращения Кими подарил нам несколько новых крылатых фраз, победу в Абу-Даби и пару забавных видеороликов на Youtube. Мало кто верил, что Райкконен сможет сразу адаптироваться к новым шинам, автомобилю и команде, но, кажется, будто он не потратил на все это ни минуты. Особенно удивительна его стабильность. Сбивая на протяжении двух лет деревья и падая в канавы на раллийных трассах планеты, Кими в итоге за весь последующий год в Формуле-1 не попал ни в одну аварию и стал единственным, кто финишировал во всех гонках.
 
Главная проблема Романа состоит в том, что теперь главный синоним к фамилии "Грожан" – это "авария". Да, в Формуле-1 любят вешать на людей ярлыки, но француз заработал свой самостоятельно. Уже потом принято вспоминать его скорость. Грожан удивил в нескольких квалификациях, был очень хорош в паре гонок, но процесс его обучения явно затянулся. Став чуточку осторожнее после дисквалификации, Роман стал медленнее. Попытавшись затем раскрепоститься, вновь принялся бить машины. Замкнутый круг.
В своей единственной гонке Жером ничем не удивил. Но за рулем практически незнакомой машины удивить вряд ли мог.

Mercedes AMG
Место:
Очков: 142 
Побед: 1
 
Перед началом сезона в Mercedes говорили о том, что цель на сезон – начать побеждать в гонках. Цель была достигнута в самом начале чемпионата. W03 получилась быстрой, инженеры команды ввели в Формулу-1 понятие DDRS и отчасти благодаря этому хитрому изобретению добились успеха в Китае. На шанхайской трассе Mercedes AMG впервые в своей истории заняла весь первый ряд стартового поля, а Нико Росберг принес заводской команде штутгартского концерна первую победу.
 
Мельбурн. За зиму Mercedes AMG добилась неплохого прогресса. В Австралии Шумахер боролся с Феттелем за третье место, но сошел из-за отказа коробки передач
Мельбурн. За зиму Mercedes AMG добилась неплохого прогресса. В Австралии Шумахер боролся с Феттелем за третье место, но сошел из-за отказа коробки передач
Шанхай. Высшая точка сезона. В Шанхае Нико Росберг стартовал с поула, лидировал на протяжении всей гонки, победил
Шанхай. Высшая точка сезона. В Шанхае Нико Росберг стартовал с поула, лидировал на протяжении всей гонки, победил
Барселона. Столкновение с Бруно Сенной не только стоило Шумахеру гонки, но и, возможно, лишило его шансов победить на следующем этапе в Монако
Барселона. Столкновение с Бруно Сенной не только стоило Шумахеру гонки, но и, возможно, лишило его шансов победить на следующем этапе в Монако
Монте-Карло. Шуми выиграл квалификацию в Монако, но стартовать с поула не смог из-за штрафа
Монте-Карло. Шуми выиграл квалификацию в Монако, но стартовать с поула не смог из-за штрафа
Все еще Монте-Карло. Нико Росберг добрался до финиша вторым – если бы не штраф, скорости W03 Шумахеру вполне могло хватить для победы
Все еще Монте-Карло. Нико Росберг добрался до финиша вторым – если бы не штраф, скорости W03 Шумахеру вполне могло хватить для победы
Валенсия. На Гран-при Европы Шуми добрался-таки до подиума. Первого после своего возвращения в гонки. Но, как оказалось, последнего во всей карьере
Валенсия. На Гран-при Европы Шуми добрался-таки до подиума. Первого после своего возвращения в гонки. Но, как оказалось, последнего во всей карьере
Сузука. Команда подписала контракт с Льюисом Хэмилтоном. Шумахер созвал пресс-конференцию перед началом Гран-при Японии и объявил о завершении карьеры
Сузука. Команда подписала контракт с Льюисом Хэмилтоном. Шумахер созвал пресс-конференцию перед началом Гран-при Японии и объявил о завершении карьеры
Йонам. Росберг выбыл из борьбы из-за отказа мотора. Концовка чемпионата получилась у Mercedes AMG скверной. Пять гонок подряд без очков.
Йонам. Росберг выбыл из борьбы из-за отказа мотора. Концовка чемпионата получилась у Mercedes AMG скверной. Пять гонок подряд без очков.
Абу-Даби. Вслед за Нараином Картикеяном Нико уезжает с места аварии, в которой вновь не был виноват
Абу-Даби. Вслед за Нараином Картикеяном Нико уезжает с места аварии, в которой вновь не был виноват
Сан-Паулу. Финиш. Шуми первым поздравил Феттеля с третьим титулом. У Формулы-1 новый король
Сан-Паулу. Финиш. Шуми первым поздравил Феттеля с третьим титулом. У Формулы-1 новый король

На этом подвиги команды фактически закончились. Михаэль Шумахер и Нико по ходу чемпионата все ниже сползали в протоколах квалификаций и гонок, а в конце чемпионата Росс Браун и вовсе принял решение махнуть на сезон рукой. Команда экспериментировала с машиной, то устанавливая обновления, то снимая. Осенью Mercedes AMG уже вовсю работала на следующий год. Догонять Lotus в Кубке конструкторов не было особого смысла – вряд ли в Штутгарте всерьез беспокоились из-за потери четвертого места в Кубке конструкторов. Удержались впереди Sauber – и слава богу.
 
Пилоты
Одержал первую победу, вновь опередил Шумахера по числу набранных очков. Нико поддерживает планку на достаточно высоком уровне и продолжает ждать, когда у него наконец появится автомобиль, на котором можно побороться за титул. Три года, кстати, уже прождал. Пора бы.
Прощание с Формулой-1 получилось немного грустным. В начале года семикратному чемпиону мира много не везло, пару раз ошибся и он сам, а в конце чемпионата бороться за что-то серьезное уже не позволяла машина. Совсем не такой представлялась его вторая карьера три года назад. Жаль. Но пришло время уходить.

Sauber
Место:
Очков: 126 
Побед: 0
 
Швейцарский коллектив добился ощутимого прогресса за зиму. Разработанный Джеймсом Ки C31 стал довольно грозным оружием и в более умелых руках, наверное, поразил бы больше мишеней. Sauber не хватило стабильности для борьбы в лидирующей группе. Дело не только в пилотах. На некоторых трассах C31 банально не хватало скорости. Но Серхио Перес и Камуи Кобаяси явно не добились максимума. Исправит ли ситуацию приглашение Нико Хюлькенберга, узнаем совсем скоро. Ки в команде уже нет, но нового управляющего команды Монишу Кальтенборн это, похоже, не слишком заботит. Стало ли его увольнение ошибкой, также будет понятно в следующем году.
 
Куала-Лумпур. Первый подиум Серхио Переса. Мексиканец едва не победил, но ошибся на последних кругах и не смог догнать Алонсо
Куала-Лумпур. Первый подиум Серхио Переса. Мексиканец едва не победил, но ошибся на последних кругах и не смог догнать Алонсо

Монреаль. Проехав гонку с одним пит-стопом, Серхио вновь оказался на подиуме. Тогда его еще сватали на место Фелипе Массы в Ferrari
Монреаль. Проехав гонку с одним пит-стопом, Серхио вновь оказался на подиуме. Тогда его еще сватали на место Фелипе Массы в Ferrari
Монца. Еще один подиум Чеко. Перес беседует с Льюисом Хэмилтоном. Возможно, оба уже знают, что именно мексиканец заменит британца в McLaren
Монца. Еще один подиум Чеко. Перес беседует с Льюисом Хэмилтоном. Возможно, оба уже знают, что именно мексиканец заменит британца в McLaren
Сузука. Первый подиум в карьере Кобаяси, но, возможно, и последний. Результат Камуи на домашнем Гран-при не спас его от увольнения из Sauber
Сузука. Первый подиум в карьере Кобаяси, но, возможно, и последний. Результат Камуи на домашнем Гран-при не спас его от увольнения из Sauber
Сан-Паулу. Перес сошел с дистанции после завала в четвертом повороте. Расставание Чеко с командой получилось странным – шесть гонок подряд без очков
Сан-Паулу. Перес сошел с дистанции после завала в четвертом повороте. Расставание Чеко с командой получилось странным – шесть гонок подряд без очков
Пилоты


Подиумы Серхио Переса сопровождались восторгами, рассуждениями о его скорости, умении работать с резиной и слухами про грядущий переход в Ferrari. Чеко в итоге не пригодился "Скудерии", но удостоился контракта с McLaren. И всеобщий восторг едва ли не сразу сменился критикой. Масла в огонь подлил и сам Перес, в шести последних гонках ни разу не пробившись в очки. Камуи смотрелся скромнее на фоне напарника в первой половине сезона, за что, видимо, и поплатился местом в составе команды. Но по итогам всего чемпионата японец набрал лишь на шесть очков меньше, чем мексиканец. При этом карьера Кобаяси висит на волоске, а Чеко готовится пересесть в машину, способную побеждать.
 
Force India
Место:
Очков: 109 
Побед: 0
 
Команда Виджея Малльи – единственная, которая подходит в этом году под определение "типичный середняк". Парни из Williams и Sauber порой боролись за первые ряды в квалификациях, победы и подиумы, а Нико Хюлькенберг и Пол ди Реста – в лучшем случае за очки. Зато регулярно. Гонка немца в Сан-Паулу, которую Хюлькенберг едва не выиграл, как будто из другого измерения. Force India под конец чемпионата показала, что и она способна огрызаться. Возможно, это не так заметно, но во второй половине сезона "индийский" коллектив прибавил. Сюда уместились этапы в Спа и Сингапуре, где Нико и Пол добыли по четвертому месту, и бразильский финал. В прошлом году Force India тоже неплохо прибавила в концовке, едва не отняв пятую строчку в протоколе Кубка конструкторов у Lotus Renault. Тенденция, однако.
Куала-Лумпур. Скорости автомобилям Force India в начале чемпионата недоставало, но в хаотичном Гран-при Малайзии оба пилота финишировали в очковой зоне
Куала-Лумпур. Скорости автомобилям Force India в начале чемпионата недоставало, но в хаотичном Гран-при Малайзии оба пилота финишировали в очковой зоне
Валенсия. На Гран-при Европы Force India показала зубы: ди Реста и Хюлькенберг в полном составе пробились в Q3 в субботу, а затем финишировали в очках в воскресенье
Валенсия. На Гран-при Европы Force India показала зубы: ди Реста и Хюлькенберг в полном составе пробились в Q3 в субботу, а затем финишировали в очках в воскресенье
Спа. К началу осени прогресс стал еще более заметен. Нико Хюлькенберг боролся за подиум на Гран-при Бельгии, но финишировал четвертым
Спа. К началу осени прогресс стал еще более заметен. Нико Хюлькенберг боролся за подиум на Гран-при Бельгии, но финишировал четвертым
Сингапур. В ночной гонке ди Реста повторил лучший результат напарника, совсем немного на финише отстав от Алонсо
Сингапур. В ночной гонке ди Реста повторил лучший результат напарника, совсем немного на финише отстав от Алонсо
Сан-Паулу. В финальной гонке сезона Хюлькенберг был великолепен. Лидировал в гонке, обгоняя то и дело пилотов McLaren, но в итоге столкнулся с Льюисом Хэмилтоном и потерял ни много, ни мало первую победу в своей карьере и в истории Force India
Сан-Паулу. В финальной гонке сезона Хюлькенберг был великолепен. Лидировал в гонке, обгоняя то и дело пилотов McLaren, но в итоге столкнулся с Льюисом Хэмилтоном и потерял ни много, ни мало первую победу в своей карьере и в истории Force India
Пилоты

 

Просидев прошлый год на скамейке запасных, Хюлькенберг в начале сезона выступал на равных с ди Рестой. Пару пилотов Force India даже называли самой ровной во всем пелотоне, но в конце чемпионата уже ни у кого не было сомнений, что Нико и быстрее, и стабильнее. Возможно, в McLaren слегка погорячились с выбором. Тому же Пересу Хюлькенберг уступил в итоге всего три очка в личном зачете. Но, в отличие от Чеко, у Нико нет покровителя-миллиардера.
 
Williams
Место:
Очков: 76
Побед: 1
 
Хорошая новость: Williams справилась с главной проблемой последних лет, добившись наконец прогресса в техническом плане. Сезон 2011 года превратился в кошмар: пять набранных очков, борьба за попадание в Q2, поломки. Теперь все иначе. Приглашение опального Майка Кофлэна (помните парня из McLaren, который жег чертежи Ferrari на заднем дворе своего дома? Так вот – это он) принесло плоды. Его FW34, получившая к тому же двигатель Renault вместо Cosworth, была способна выигрывать. И один раз даже действительно выиграла! Новость плохая: залатав пробоины в бюджете спонсорскими взносами пилотов, Williams получила едва ли не худшую пару гонщиков в пелотоне. И они все испортили.

Шанхай. На следующий день после Гран-при Китая Фрэнку Уильямсу стукнуло 70. Пилоты преподнесли шефу подарок, в полном составе финишировав в очковой зоне. И заработав тем самым больше баллов, чем за весь сезон 2011 года
Шанхай. На следующий день после Гран-при Китая Фрэнку Уильямсу стукнуло 70. Пилоты преподнесли шефу подарок, в полном составе финишировав в очковой зоне. И заработав тем самым больше баллов, чем за весь сезон 2011 года
Барселона. Умопомрачительная победа Пастора в Испании. Первая для команды за восемь лет
Барселона. Умопомрачительная победа Пастора в Испании. Первая для команды за восемь лет
Все еще Барселона. Праздник едва не обернулся трагедией – к счастью, в результате возгорания в боксах никто не пострадал
Все еще Барселона. Праздник едва не обернулся трагедией – к счастью, в результате возгорания в боксах никто не пострадал
Монреаль. Авария Пастора на тренировках. Одна из многих в этом сезоне. За все лето из-за столкновений с соперниками, собственных вылетов и ошибок Мальдонадо не набрал ни единого очка
Монреаль. Авария Пастора на тренировках. Одна из многих в этом сезоне. За все лето из-за столкновений с соперниками, собственных вылетов и ошибок Мальдонадо не набрал ни единого очка
Спа. Пастору не привыкать к подобным процедурам – его квалификации были отменны. Но в Бельгии венесуэльцу не суждено было стартовать третьим. Судьи наказали его за блокировку Хюлькенберга. А в гонке – за фальстарт и столкновение с одной из Marussia
Спа. Пастору не привыкать к подобным процедурам – его квалификации были отменны. Но в Бельгии венесуэльцу не суждено было стартовать третьим. Судьи наказали его за блокировку Хюлькенберга. А в гонке – за фальстарт и столкновение с одной из Marussia
Пилоты


С Бруно Сенной все более или менее понятно. Его карьера получилась столь скомканной, что ждать от него чего-то по-настоящему удивительного в Williams было сложно. Плюс ко всему бразилец пропустил по ходу чемпионата 15 тренировок, уступая место за рулем протеже совладельца команды Тото Вольффа Вальттери Боттасу. Да, Бруно был относительно стабилен, но с разгромным счетом проиграл напарнику в квалификациях и, даже несмотря на все его аварии, набрал меньше очков в гонках. Пастор был очень быстр. Победил. Но в остальном… Мальдонадо врезался во все подряд. Доведи он до финиша хотя бы половину тех гонок, что испортил столкновениями или вылетами, Williams могла побороться даже с Mercedes AMG за пятое место в Кубке конструкторов. 

Toro Rosso
Место:
Очков: 26 
Побед: 0
 
Из тех команд, что не принято в Формуле-1 называть "новыми", Toro Rosso оказалась худшей едва ли не по всем параметрам. В начале сезона пилоты наскребли несколько очков благодаря многочисленным сходам впереди, но потом наступила засуха. Даже при учете отсутствия опыта у гонщиков, можно сказать, что STR7 – худшая из машин средней группы. Теперь в маленькой "Скудерии" работает создатель чудо-автомобиля Sauber C31 Джеймс Ки. Посмотрим, что у него получится в следующем году.
 
Херес, февраль. Не многие поняли, зачем Toro Rosso сменила обоих пилотов. На двоих у Дэниэла Риккардо и Жана-Эрика Верня перед стартом чемпионата было полсезона в Формуле-1 – их австралиец провел в составе HRT в прошлом году
Херес, февраль. Не многие поняли, зачем Toro Rosso сменила обоих пилотов. На двоих у Дэниэла Риккардо и Жана-Эрика Верня перед стартом чемпионата было полсезона в Формуле-1 – их австралиец провел в составе HRT в прошлом году
Мельбурн. Риккардо набрал очки в домашней гонке.
Мельбурн. Риккардо набрал очки в домашней гонке.
Куала-Лумпур. Жан-Эрик поддержал почин напарника в Малайзии, однако после этого Toro Rosso не набирала очки в девяти гонках подряд
Куала-Лумпур. Жан-Эрик поддержал почин напарника в Малайзии, однако после этого Toro Rosso не набирала очки в девяти гонках подряд
Монца. Уволив за провал Джорджио Асканелли, Toro Rosso наняла нового технического директора – Джеймса Ки, создавшего невероятно быстрый в этом году Sauber C31. Презентация Ки состоялась в Италии
Монца. Уволив за провал Джорджио Асканелли, Toro Rosso наняла нового технического директора – Джеймса Ки, создавшего невероятно быстрый в этом году Sauber C31. Презентация Ки состоялась в Италии
Спа. Сухая серия прервалась через неделю в Бельгии. Но Ки был тут не при чем. Оба пилота Toro Rosso смогли заработать очки во многом благодаря усилиям Романа Грожана
Спа. Сухая серия прервалась через неделю в Бельгии. Но Ки был тут ни при чем. Оба пилота Toro Rosso смогли заработать очки во многом благодаря усилиям Романа Грожана
Пилоты


Сложно давать оценки. В Toro Rosso не оставили ни одного пилота из прошлогоднего состава, который мог бы стать ориентиром для дебютанта. Новичками были оба гонщика – пусть Дэн и провел полсезона в HRT в прошлом году. Определенно можно сказать, что Жан-Эрик слабее выглядел по субботам. Но очков набрал больше. Но Риккардо в топ-10 попадал чаще. Может быть, Верню просто повезло? Но… В общем, ничего с ними непонятно. Пусть останутся на второй год.
 
Caterham
Место: 10 
Очков: 0
Побед: 0
 
Вы тоже ждали очков от Caterham? Увы. Третий год подряд команда Тони Фернандеса становится лучшей из новичков (хотя называть их так после трех лет в Формуле-1 уже как-то странно). Причем на сей раз десятое место в Кубке конструкторов было выцарапано у Marussia в заключительной гонке в Сан-Паулу. Прогресс есть, отставание от лидеров теперь меньше, но от середняков Caterham по-прежнему отделяет секундная пропасть. Тони продолжает набирать персонал, в команду приходят люди с громкими именами, состоялся переезд на новую базу, но удастся ли добраться до остальных в следующем году? Пока верится с трудом.
Херес, февраль. Ярно Трулли успел поработать за рулем CT01 на тестах перед тем, как его место в команде было отдано Виталию Петрову
Херес, февраль. Ярно Трулли успел поработать за рулем CT01 на тестах перед тем, как его место в команде было отдано Виталию Петрову
Бахрейн. Особенного прогресса за зиму Caterham не добилась, но Хейкки Ковалайнен втащил CT01 во второй сегмент квалификации, оставив за бортом Q3 самого Михаэля Шумахера
Бахрейн. Особенного прогресса за зиму Caterham не добилась, но Хейкки Ковалайнен втащил CT01 во второй сегмент квалификации, оставив за бортом Q3 самого Михаэля Шумахера
Монте-Карло. Хейкки всерьез боролся с Баттоном, Кобаяси и многими другими большими парнями – в итоге его тринадцатое место на финише на тот момент позволило Caterham обойти Marussia в споре за десятое место в Кубке конструкторов
Монте-Карло. Хейкки всерьез боролся с Баттоном, Кобаяси и многими другими большими парнями – в итоге его тринадцатое место на финише на тот момент позволило Caterham обойти Marussia в споре за десятое место в Кубке конструкторов
Валенсия. Виталий Петров на Гран-при Европы некоторое время даже шел в десятке, но до очков все равно не дотянул
Валенсия. Виталий Петров на Гран-при Европы некоторое время даже шел в десятке, но до очков все равно не дотянул
Сан-Паулу. Историческое сражение с Marussia завершилось в Бразилии. Усилиями Виталия Петрова Caterham выцарапала у
Сан-Паулу. Историческое сражение с Marussia завершилось в Бразилии. Усилиями Виталия Петрова Caterham выцарапала у "российской" команды десятое место и вместе с ним 10 миллионов долларов призовых от FOM
Пилоты



Факты. Только факты. Хейкки Ковалайнен провел в Формуле-1 шестой сезон – Виталий Петров третий. Финн выступал за коллектив Фернандеса третий год – россиянин пришел в феврале и отработал на тестах перед стартом чемпионата четыре дня. Хейкки был быстрее в начале сезона в квалификациях, но в гонках Виталий не уступал. В конце сезона Петров укатал Ковалайнена в квалификациях со счетом 5:2, а в гонках почти всегда добирался до финиша раньше. Хейкки получал в Caterham зарплату – Петров привел с собой спонсоров. Если не видно разницы, зачем платить больше?

Marussia
Место: 11
Очков: 0
Побед: 0
 
Чуть-чуть не повезло в концовке. Но итог справедлив – Caterham была быстрее на протяжении всего сезона, пусть Marussia и почти догнала соперников ближе к его окончанию. Для победы над дружиной Фернандеса "Марусе" банально не хватило KERS. Как в принципе, так и по ходу финальной гонки – будь у Шарля Пика электрическая батарея, решающий обгон в Сан-Паулу не дался бы Виталию Петрову так легко. Надежды на прогресс связаны с Пэтом Симондсом. Экс-инженер Benetton и Renault, оскандалившийся пару лет назад из-за некрасивой истории с аварией Нельсона Пике на Гран-при Сингапура, теперь числится консультантом "российской" команды. Судя по тому, что в этом году Marussia отыграла у Caterham почти секунду за восемь месяцев, консультации эксперта не проходят даром.
Сильверстоун, март. Не пройдя обязательные краш-тесты FIA, Marussia не смогла принять участие ни в одной тестовой сессии перед сезоном с новой машиной. MR01 обкатывали на
Сильверстоун, март. Не пройдя обязательные краш-тесты FIA, Marussia не смогла принять участие ни в одной тестовой сессии перед сезоном с новой машиной. MR01 обкатывали на "рекламных съемках" в Сильверстоуне за десять дней до старта сезона
Мельбурн. Несмотря на отсутствие тестов, MR01 с первого же уикенда доказала свою надежность. Тимо Глок финишировал 14-м
Мельбурн. Несмотря на отсутствие тестов, MR01 с первого же уикенда доказала свою надежность. Тимо Глок финишировал 14-м
Монте-Карло. Amber Lounge Fashion Show перед стартом Гран-при Монако. Тест-пилот Marussia Мария де Виллота в компании тест-пилота Williams Вальттери Боттаса и Дэниэла Риккардо из Toro Rosso. Спустя месяц испанка попадет в аварию на тестах и получит множественные травмы
Монте-Карло. Amber Lounge Fashion Show перед стартом Гран-при Монако. Тест-пилот Marussia Мария де Виллота в компании тест-пилота Williams Вальттери Боттаса и Дэниэла Риккардо из Toro Rosso. Спустя месяц испанка попадет в аварию на тестах и получит множественные травмы
Сингапур. Финишировав двенадцатым, Тимо Глок вывел Marussia на десятое место в Кубке конструкторов
Сингапур. Финишировав двенадцатым, Тимо Глок вывел Marussia на десятое место в Кубке конструкторов
Сан-Паулу.
Сан-Паулу. "Палачом" Marussia стал не Петров. Впереди россиянина в этой гонке должен был финишировать Глок, но в корму MR01 на рестарте въехал Жан-Эрик Вернь
Пилоты


Тимо Глок остается лидером Marussia, а во второй машине команды один дебютант продолжает менять другого. В начале года команда открыла путь в Ф-1 Шарлю Пику, и, в отличие от двух своих предшественников, он все-таки смог по окончании сезона не оказаться за бортом чемпионата. Хоть и смотрелся слегка хуже Глока.
 
HRT
Место: 12 
Очков: 0
Побед: 0
 
Новые владельцы, контракт с опытным Педро де ла Росой, переезд на новую базу в Мадрид. Изменений по сравнению с прошлым годом в HRT было немало, но, по сути, не изменилось ничего. У маленького испанского коллектива была худшая машина чемпионата. Хорошо еще, ее успели подготовить к первому Гран-при чемпионата. В середине сезона HRT даже подобралась к Marussia, но средств на дальнейшее развитие машины просто не было. Теперь команда официально выставлена на продажу, но покупать желающих не слишком много. Все идет к тому, что на старте мы ее больше не увидим.
Мельбурн. Впервые на трассу новая машина HRT выехала только в рамках официальных тренировок на Гран-при Австралии. Квалификацию ни один из пилотов не прошел
Мельбурн. Впервые на трассу новая машина HRT выехала только в рамках официальных тренировок на Гран-при Австралии. Квалификацию ни один из пилотов не прошел
Куала-Лумпур. В Малайзии на стартовую решетку HRT все-таки попала, и Нараин Картикеян стал одним из героев гонки. В один и тот же день об индуса сломали свои автомобили Дженсон Баттон и Себастьян Феттель
Куала-Лумпур. В Малайзии на стартовую решетку HRT все-таки попала, и Нараин Картикеян стал одним из героев гонки. В один и тот же день об индуса сломали свои автомобили Дженсон Баттон и Себастьян Феттель
Монте-Карло. Лучший результат сезона был показан на Гран-при Монако – Нараин Картикеян финишировал пусть и последним, но пятнадцатым
Монте-Карло. Лучший результат сезона был показан на Гран-при Монако – Нараин Картикеян финишировал пусть и последним, но пятнадцатым
Монца. Китайский гонщик Ма Циньхуа стал тест-пилотом HRT и даже принял участие в нескольких тренировочных сессиях в рамках Гран-при. Не каждый может похвастать такими достижениями
Монца. Китайский гонщик Ма Циньхуа стал тест-пилотом HRT и даже принял участие в нескольких тренировочных сессиях в рамках Гран-при. Не каждый может похвастать такими достижениями
Сан-Паулу. Гонка в Бразилии, скорее всего, стала последней для HRT в Формуле-1
Сан-Паулу. Гонка в Бразилии, скорее всего, стала последней для HRT в Формуле-1
Пилоты


Педро де ла Роса стал для HRT не просто пилотом: 41-летний ветеран превратился в наставника, обучающего неопытный персонал всем тонкостям Формулы-1. В команде настолько высоко оценили опыт де ла Росы, что решили перевести его на должность менеджера. Однако вместо того чтобы пользоваться этим опытом, испанская конюшня тратила силы на борьбу за выживание. Перед стартом финального Гран-при Бразилии в HRT вообще всерьез думали о том, стоит ли стартовать в гонке: у команды банально закончились запчасти.
 
В целом по ходу сезона де ла Роса был предсказуемо быстрее напарника, однако Картикеян то и дело совершал маленькие подвиги, опережая то партнера по команде, то пилотов Marussia. Может, это не было столь заметно, однако Нараин действительно старался. 
-50%
-30%
-40%
-20%
-41%
-10%
-75%
-26%
-20%
-30%
-20%
0061580