23-летний американский баскетболист Брайан Старр второй год играет за «Борисфен» и живет в Могилеве. До подписания контракта с белорусским клубом Брайан никогда не бывал в Европе и ничего не слышал о нашей стране. В октябре он завел на YouTube влог, где начал рассказывать о буднях спортсмена в Беларуси.
Журналист SPORT.TUT.BY Виктория Ковальчук расспросила Старра о любви к драникам, бескорыстных белорусках и неоднозначной реакции окружающих на темнокожего парня на улицах Могилева.
«Все, что белорускам от меня нужно, это подтянуть английский»
— Я подписал контракт с «Борисфеном» в августе 2018-го, — вспоминает Брайан. — Был очень взволнован и заинтригован, так как совсем ничего не знал о Беларуси. Начал гуглить некоторые факты и выяснил, например, что здесь холодные зимы, а местные слабовато знают английский и в основном говорят на русском и белорусском.
Порадовало, что столица находится всего в двух часах езды от Могилева. Это круто, ведь можно без проблем сгонять за покупками и весельем в Минск.
— А как ты развлекаешься в Минске?
— Мне нравится прогуляться по торговым центрам, заглянуть в Timberland, поесть в «МакДональдсе». Никогда не думал, что буду скучать по этому ресторану, но в Беларуси это случилось (смеется).
— А как насчет Tinder? Знакомишься с белорусскими девушками?
— Конечно, у меня есть Tinder (улыбается). Не могу сказать, что в последнее время часто его использую. Как правило, мы совпадаем с красивыми девушками, но все, что им нужно, это подтянуть английский. С некоторыми мы начинали общаться: они учили меня русским словам, я их — английским. Это круто.
Кстати, заметил, что раньше я никогда не испытывал трудностей в общении с девушками, но в Беларуси это дается сложнее. Неловко подходить и знакомиться, не зная, какой у нее уровень английского и говорит ли она на нем вообще.
С другой стороны, мне приятно, что белорусские девушки не так меркантильны, как американки. Белорускам важно, какой я человек и мое отношение к ним, а американки сразу обращают внимание на то, сколько я зарабатываю и чем занимаюсь.
Например, когда в Штатах приглашаешь девушку на свидание, ты, как правило, должен заехать за ней на дорогой машине, в красивом костюме и отвезти в крутой ресторан. Здесь же все проще: девушки спокойно относятся, если ты предлагаешь проехаться на такси.
«Хочу найти белорусскую девушку, которая будет готовить мне драники»
На вопрос, не скучно ли американцу в Могилеве, Старр отвечает:
— Здесь я полностью сконцентрирован на тренировках и восстановлении. Может быть, и хорошо, что играю в довольно спокойном городе, где не на что отвлекаться.
Хотя за полтора года в Могилеве у меня появились любимые места: Burger House, кальян-бары «Секрет» и «Мята». Нравится расслабиться и вкусно поесть. Я много тренируюсь, так что могу позволить себе обед по-американски — картошку фри с бургером или курочку с салатом. В Беларуси очень скучаю по американским продуктам, хотя, с другой стороны, ценю, что ваша кухня здоровее.
В своем видеоблоге Брайан продегустировал несколько традиционных белорусских блюд — драники с соусом, сладкие налистники и домашнюю сковородку с куриными бедрышками и сердечками. Американец с трудом выговорил их названия, зато оценил вкус.
— В Беларуси невероятно вкусная еда! Я уже решил, что хочу найти себе белорусскую девушку, которая будет готовить мне местные блюда (смеется).
— А как насчет того, чтобы научиться готовить самостоятельно?
— О нет! Я могу приготовить пасту с рыбой, зажарить курицу или отварить рис, но с белорусскими блюдами мне определенно понадобится помощь (улыбается).
Баскетболист вспоминает, что в первые месяцы в Беларуси еда в его исполнении получалась пресной.
— Я не мог найти в могилевских магазинах продуктов, которые были указаны в рецепте. Делал спагетти, а они выходили ужасными! Было крайне сложно ориентироваться в супермаркетах без знания русского. Поначалу не понимал, какой сыр выбрать, но потом знакомые помогли подыскать аналоги.
«Зимой в Беларуси очень холодно и снежно. В США при такой погоде уже закрыли бы школы»
Баскетболист по сей день знакомится с культурными различиями и учится играть по правилам белорусского общества.
— Конечно, не раз попадал в курьезные ситуации. Например, никак не мог разобраться, оставляют ли в Беларуси чаевые. Однажды даже дошло до спора. Я положил деньги, а официантка пыталась объяснить, что это неправильная сумма и просила забрать лишнее.
Я настаивал: «It's a tip». Но девушке это ни о чем не говорило. В итоге она все-таки взяла деньги, но с тех пор я оставляю на чай только в одном заведении, куда хожу регулярно. Там работники уже знают меня и все правильно понимают.

Отдельным приключением для баскетболиста в первые недели в Беларуси стали звонки в службу такси. До того как в Могилеве заработало «Яндекс. Такси», Брайан объяснялся с оператором на английском.
— Естественно, меня почти никогда не понимали. Поэтому я просто сделал фото своего дома и показывал водителям картинку, куда меня надо отвезти. А пунктом отправления стандартно выбирал Burger House, просто потому что таксисты знают, что это за место. Даже если я находился в 15−20 минутах ходьбы от ресторана, шел туда на посадку, — с улыбкой вспоминает спортсмен.
Хотя в зимнее время пешие прогулки для легионера были тем еще испытанием.
— Белорусская зима очень холодная. Помню, в прошлом году постоянно шел снег. В Америке при такой погоде уже давно закрыли бы школы, а тут все живут, как ни в чем не бывало, — удивляется Брайан.
— По приезде я оказался не готов к минус 10 градусам: в моем гардеробе просто не нашлось подходящей одежды. Я привез только легкое пальто и кроссовки, но на тренировки приходилось ходить каждый день. Так что быстро докупил необходимое.
На предстоящее Рождество хочу приобрести еще ботинки. Я вообще-то модник. Если бы у меня была девушка, возможно, она бы преподнесла мне такой подарок, но пока приходится делать подарки себе самому (улыбается).
«В Могилеве на меня иногда пялятся из-за цвета кожи. Это раздражает»
Сам Брайан родился в Канзас-Сити штата Миссури. Говорит, там совсем другой темп жизни.
— В Штатах люди постоянно находятся в спешке, а здесь все более расслабленные. С одной стороны, мне это по душе, потому что спешка делает нас тревожнее и агрессивнее. Но, с другой стороны, иногда хочется ускорить белорусов. Например, мне не хватает терпения выстоять в очереди в банке, — не скрывает американец.
— Вообще, в белорусской жизни я вижу больше плюсов, но есть и некоторые неприятные моменты. Бывает, в Могилеве люди пялятся на темнокожего парня и даже пытаются сделать фото. Поначалу мне это казалось забавным, но позже стало раздражать. Все-таки ты никогда не знаешь подтекста и не понимаешь: есть в этом взгляде добрый посыл или какая-то угроза.

— Хотя в целом в Беларуси я чувствую себя в безопасности, — подчеркивает Брайан. — Я вырос в Канзас-Сити, где очень высокий уровень преступности. Там разрешено ношение оружия, поэтому почти у каждого есть пистолет. Моего отца застрелили два года назад в его же доме. Это стало ужасным потрясением. Я не смог окончить колледж и забрал документы на последнем курсе, потому что находился в жуткой депрессии.
Мама очень хотела, чтобы я уехал подальше из этого жестокого места. И сейчас она спит спокойно, зная, что я нахожусь в Беларуси. Я сделал все возможное, чтобы мама с сестрой тоже покинули Канзас-Сити.
Мама до сих пор просит меня не приезжать домой даже на лето, говорит: «Путешествуй, делай что угодно, только не лети туда». В родном городе так много жестокости, что мама боится, вдруг я застрелю кого-то или сам попаду под огонь…
«Поначалу 100% моей аудитории на YouTube составляли мужчины. Думал: „О мой бог! Почему?“»
Брайан отмечает, что в этом сезоне в Могилеве чувствует себя на порядок комфортней, чем в прошлом. Во-первых, в команде появился еще один американец и канадец. Во-вторых, теперь сам Старр неплохо ориентируется в городе и больше не ведет затворнический образ жизни.
— В прошлом году я много спал, общался с друзьями по видеосвязи и смотрел Netflix. На этом все. А в этом сезоне решил погрузиться в белорусский образ жизни, менталитет и рассказать другим, что тут и как.
— Поэтому и завел влог?
— Ну да. Большинство американцев, говоря о Европе, думают в первую очередь о Париже и Лондоне. А мне захотелось показать, что есть еще и другая интересная сторона.
Плюс мой влог — это своеобразный дневник, по которому потом можно будет проследить ступени моей карьеры. Моя глобальная цель — заиграть в НБА. Думаю, позже людям будет интересно взглянуть, с чего начинался мой путь в «Борисфене».
— Кто основная аудитория твоего влога — американцы или белорусы?
— Большинство зрителей — это фанаты баскетбола из Беларуси и Украины. Но есть также и американцы, которые переходят на ролики из моего инстаграма. Им интересно, что такое Беларусь и как тут выглядит жизнь профессионального спортсмена.
Кстати, я посмотрел статистику своего канала и обнаружил забавный факт. Поначалу 100 процентов моей аудитории составляли мужчины. Я недоумевал: «О мой бог! Неужели девушкам это совсем неинтересно?». Но когда начал разбавлять баскетбольный контент бытовыми историями, дегустацией еды и прочими веселыми штуками, появились подписчики женского пола.
— Сколько времени уходит на создание одного видео?
— Со съемкой и монтажом мне помогает нанятый человек. Это 17-летний парень, который учится в видеошколе и набирается опыта. Он за деньги оказывает мне услуги, а я даю ему практику. Мы стараемся выпускать одно видео в неделю.
— На твоем канале пока 244 подписчика, а у самого популярного видео — 346 просмотров. Какова твоя цель?
— Я бы хотел увидеть миллионы просмотров (улыбается). Но вообще, это не так важно. Рад, что кому-то интересен мой влог. Для них я рад стараться.
Читайте также
Использование материала в полном объеме разрешено только медиаресурсам, заключившим с TUT.BY партнерское соглашение. За информацией обращайтесь на nn@tutby.com