Футбол


Александр Савицкий,

28 декабря началось строительство железной дороги между Киевом и аэропортом Борисполь. Эксперты говорят, что Украина в срок подготовит инфраструктуру для проведения Евро-2012, но ее стоимость вырастает в разы.

"Воздушный экспресс" - так называется железная дорога между Киевом и столичным аэропортом Борисполь, строительство которой началось 28 декабря. Этот проект является одним из обязательств Украины по подготовке к Евро-2012. Согласно официальным отчетам украинских властей, отправленным в УЕФА, подготовка стадионов, аэропортов, туристической и транспортной инфраструктуры идет в соответствии с согласованным графиком.

Общественные активисты, которые ведут мониторинг подготовки инфраструктуры к чемпионату Европы по футболу, отмечают значительное удорожание строящихся объектов и дефицит частных инвестиций.

"Воздушный экспресс" на китайские деньги

Правительственный комитет по экономическим реформам еще в августе 2010 года присвоил проекту строительства железной дороги из Киева до международного аэропорта Борисполь статус национального проекта. Его планируется завершить к середине 2012 года. По информации Госагентства по инвестициям и управлению национальными проектами, работы по строительству "Воздушного экспресса" стартовали в начале марта 2011 года, когда правительство одобрило кредитное соглашение с Государственным банком развития Китая.

Председатель госагентства Владислав Каськив сообщил, что генподрядчиком стала Китайская национальная корпорация машиностроения и генеральных подрядов (China National Machinery Industry Complete Engineering Corporation (CMCEC). А подписанное в сентябре 2010 года с Эксимбанком КНР кредитное соглашение составило 372 миллиона долларов. Позднее Каськив добавил, что переговоры с китайской стороной продолжаются и по другим инфраструктурным проектам. А в целом, по словам главы госагентства, с Китаем уже подписаны рамочные контракты на 2 миллиарда долларов.

Дефицит частных инвесторов

Однако, как напомнила Deutsche Welle зампредседателя "Общественного комитета Евро-2012" Татьяна Тимошенко, четыре года назад планировалось, что 80 процентов средств для инфраструктурных проектов составят частные инвестиции, а остальные - деньги из государственного и местных бюджетов. Сегодня же, по ее подсчетам, ситуация сложилась с точностью наоборот. "В общей смете подготовки к Евро-2012 доля частных инвестиций не превышает 18 процентов", - отметила Тимошенко.

Подавляющее большинство таких инвесторов, по ее словам, являются местными бизнесменами. По мнению Татьяны Тимошенко, это хорошо, поскольку предотвращает вывоз заработанных в Украине средств за рубеж. Но, с другой стороны, свидетельствует о "неблагоприятном инвестиционном климате в Украине для иностранных инвесторов".

Свобода мнений в лагере властей


Президент Украины Виктор Янукович во время пресс-конференции по итогам 2011 года заявил, что страна "выполнила свой план подготовки к чемпионату Европы по футболу 2012 года, и с Украиной можно иметь дело". Он выразил уверенность в том, что Украина теперь "откроет себя Европе и миру как развитая и современная страна, а ее туристическая отрасль получит новые возможности для развития". В доказательство своих слов Янукович пообещал, что уже весной следующего года Украина получит скоростные корейские поезда Hyundai Rotem, которые будут обслуживать гостей европейского футбольного первенства.

В то же время депутат парламента от Партии регионов, председатель комитета по регламенту Верховной рады Владимир Макеенко заявил в интервью журналистам, что сомневается в целесообразности проведения Евро-2012 в Украине. "На фиг оно нам нужно было? Это какие-то имиджевые вещи, которые нам достались в наследство от Виктора Ющенко", - сказал Макеенко. И добавил, что новая власть была вынуждена "закончить объекты и провести это Евро". При этом депутат посетовал на то, что "из бюджета на стадионы пошли сумасшедшие деньги", что, по его мнению, "не по-хозяйски".

Нужные услуги в нужный момент