Французские болельщики освистывали Эрика Кантона, британские фаны обожали интеллектуала со странностями, который феерил в «МЮ» Алекса Фергюсона. Эрик был нетипичным футболистом: заводился с полуоборота на поле, а в выходной запирался в гостиничном номере, чтобы написать очередную картину. За несколько лет он стал культовой футбольной фигурой, но в 30 шокировал общественность, завязав с большим спортом. Сегодня легенде «Юнайтед» исполняется 54 года. SPORT.TUT.BY рассказывает, как сложилась жизнь «красного дьявола» из Марселя.

Футбол, который стал для него клеткой
Эрик Кантона родился в семье медбрата и швеи. Его детство в Марселе было стандартным и довольно скромным: школа, футбольная секция… И только по вечерам наступала магия — отец приглашал сына в свою мастерскую, где рассказывал ему о Ван Гоге.
Эрик полюбил живопись, а в любимые художники записал тех, кто изображал его родной Марсель: Камуана, Шабо, Амброджиани. Искусство оказало большое влияние на характер футболиста: мощный и грозный снаружи, внутри он оставался парнем с очень тонкой и чуткой душой. Это понимали далеко не все болельщики и менеджеры, из-за чего на француза часто смотрели как на белую ворону.

При этом свободный художник Кантона тоже с трудом принимал правила футбольного мира: он бесился от ограничений и клише, которые прижились в спорте.
— Футболисту не позволено быть сумасшедшим, — негодовал француз.
Он бунтовал и злился на болельщиков и арбитров, швырялся бутылками и с помощью физической силы оспаривал судейские решения.
Кантона никак не мог стать своим в футбольном кругу, бесконечно нервничал и искал спасение в искусстве. В своем доме он оборудовал уголок для занятий рисованием.
— Занимаясь живописью, я словно медитировал, — признавался нападающий. — Мир переставал существовать и сужался до размеров картины, которую я пишу. После этого я ходил окрыленный.

В начале 1990-х Эрику было немного за 20, а число скандальных эпизодов с его участием стремительно росло. Он даже обращался за помощью к психотерапевту. В 1991 году талантливый форвард и вовсе заявлял, что уходит из футбола, потому что так больше не могло продолжаться.
Он чувствовал, что находится не на своем месте. Но Мишелю Платини, экс-тренеру сборной Франции, удалось переубедить эмоционального игрока.
Англия, «МЮ» и дисквалификация
Кантона попробовал перезапустить карьеру в Великобритании, и это сработало. После «Лидса» он подписал контракт с «Манчестером» сэра Алекса Фергюсона, за который отыграл пять последних сезонов в карьере.

В Англии болельщики вдруг посмотрели на Эрика под другим углом: он открылся им странным чудаком, который тем не менее играет сердцем и бунтует против всего, что не укладывается в его картину мира.
В АПЛ у француза сложился образ интеллектуала. После матчей футболисты «Юнайтед» собирались в пабе и заказывали 17 пинт лагера для команды. Но Эрику полагался особый напиток — бокал шампанского.
Впрочем, даже у сэра Алекса не получалось примирить две личности, которые постоянно боролись в талантливом нападающем: время от времени в парне, очарованном живописью и театром, снова просыпался дикарь, готовый крушить все на своем пути.

Нагляднее любых слов — эпизод, произошедший 25 января 1995 года. После удаления разъяренный Кантона резко развернулся в сторону трибун и ударил одного из болельщиков в стиле кунг-фу.
На какие именно слова фаната так резко отреагировал футболист, так и осталось загадкой. По версии жертвы, он лишь сказал французу что-то в духе «вали отсюда, тебя уже ждет душ в раздевалке». Но, по словам очевидцев, реплика была намного более жесткой и грязной.
По итогам разбирательств Эрика Кантона приговорили к 120 часам исправительных работ, дисквалифицировали на семь месяцев и выписали штраф в размере 10 тысяч фунтов.

Как вы думаете, чем занимался во время дисквалификации Кантона?
В графике Эрика вдруг появилось время для артхаусных фильмов в манчестерских кинотеатрах, занятий живописью, а еще обучения игре на трубе — да-да, наказанный Кантона вдруг решил освоить еще один навык.
Кино, женитьба и «Оскар»
В том же году Кантона дебютировал в кино. Он сыграл эпизодическую роль в комедии «Любовь в лугах», но так проникся индустрией, что сразу же записался на актерские курсы.

Поговаривали, что сэр Алекс не был в восторге от увлечений француза, которые явно отвлекали его от футбола. Но Эрик Кантона продолжал искать дело всей жизни, понимая, что футбол вряд ли когда-то захватит его с головой.
В 30 лет, уверенно попадая в заявку «красных дьяволов», марсельский уникум вдруг объявил о завершении карьеры. И в этот раз уже без шансов на возвращение.
Кантона начал новую жизнь. Правда, начал ее с депрессии. Но нашел в себе силы и смелость вернуться в кино, точнее, для начала скромно туда постучаться. Именно в кинематографе Эрик наконец нашел для себя вдохновение.

В 1998 году на экраны вышла картина «Елизавета» с Кейт Бланшетт. Кантона сыграл там маленькую роль, но все же приложил руку к фильму, удостоившемуся нескольких номинаций на «Оскар».
Правда, критики не щадили экс-нападающего «МЮ». Иногда казалось, что рецензии на фильмы с его участием пишут те же журналисты, которые лихо ругали Кантона-футболиста. Но сам Эрик не обращал на это внимания. Он вернул себе вкус жизни и не собирался останавливаться.
В 2003 году Кантона получил главную роль в фильме «Обжора», за который кинокритики наконец рукоплескали актеру. А его партнерша по фильму — красавица Рашида Бракни — стала второй женой Эрика и позже родила ему двоих детей.

Главной же картиной в фильмографии актера-Кантона на данный момент является «В поисках Эрика». Там француз сыграл самого себя. Его герой помогает фанату «МЮ» справиться с депрессией и параллельно раскрывает свой внутренний мир. В 2009 году фильм номинировали на главный приз в Каннах.
Кантона продолжает искать себя в кинематографе. Он так и не получил актерского образования (ограничился курсами), но это никак не мешает французу примерять новые образы и роли.
Что касается футбола, то эту страницу Кантона перевернул давно и, кажется, совсем не тоскует. Легенду «МЮ» почти не видят на трибунах «Олд Траффорд», он не появляется на тусовках с экс-партнерами.
— Мы можем встретиться вечером, выпить, поговорить о прошлом и что потом? — задает риторический вопрос Кантона.

Он сбежал из мира, который его не понимал и не принимал, в другой — где можно быть разным и при этом не выслушивать осуждение за каждый странный шаг.
На кинопоиске Эрик Кантона представлен как актер, продюсер и режиссер. На его счету 62 фильма. Его карьере в кинематографе — 25 лет. Примерно столько же француз посвятил футболу.
В 1997 году сэр Алекс Фергюсон написал письмо Эрику, который уходил из спорта. Там были такие строчки:
— Для меня было честью тренировать тебя. Я никогда не забуду это, и, надеюсь, это взаимно. Тебе всегда рады тут, и, если когда-либо надумаешь заглянуть просто на чашку чая, я всегда буду рад твоему визиту.

Футбол был бы рад возвращению или хотя бы редкому визиту такого харизматичного героя. Но, кажется, самому Эрику комфортно и без него.