
Ее мамины дочки
- Изначально брали в школу всех желающих, - говорит Марина Викентьевна. - Рада, что с каждым годом число учеников растет. В том году была на празднике, который устраивают малыши для родителей. Все прошло просто шикарно. Представляете: выступали около 200 детей, а за действом наблюдали столько же родителей! Приятно, что некоторые выпускники школы Марины Лобач занимаются сейчас в специализированных детско-юношеских школах. Любопытно, что раньше приходилось рекламировать себя, сейчас многие заранее звонят, чтобы записаться. Некоторые просят моего содействия…
- Говорят, в вашей школе даже мальчишки занимались…
- Было дело. Но парни постигали не азы художественной гимнастики, а работали над общим развитием. Но сейчас в школе только девочки.
- Второе ваше спортивное детище - турнир на призы Марины Лобач. Довольны ли вы тем, как он проходит?
- С гордостью скажу: да. Он приобрел популярность, известность. В нем участвуют сильнейшие юниорки, которые впоследствии выступают на крупных стартах, становятся известными гимнастками. Думаю, еще не одна звезда выйдет с этих соревнований.
- Почему главные действующие лица - юниорки?
- Изначально турнир был республиканского значения, в нем участвовали и взрослые. Но в итоге решили остановиться на варианте с подрастающим поколением. Для этой возрастной категории маловато стартов. Тем более что турнир рассматривается как этап подготовки к юношеским Олимпийским играм.
- У вас две дочки. Не хотели, чтобы они пошли по вашим следам?
- Старшая Ирина занималась полгода или год. Затем выиграла "Беби кап" и сказала: всё, своего добилась. Это обстоятельство сыграло мне на руку: хотелось быть для дочек исключительно мамой, а не тренером. Потом она пробовала себя в легкой атлетике. Не сложилось. Младшая Надя начинала в школе Марины Лобач. Через некоторое время предложила ей поменять вид спорта. Дело в том, что в этом виде спорта сладкое и мучное можно есть в ограниченных количествах. А это для Надежды сложно. Сейчас она занимается настольным теннисом. Хочу, чтобы у нее все получилось.
- Присутствуете на ее соревнованиях?
- Сама, когда выступала, просила родителей не приходить. Она точно такая же. Конечно, мы появляемся, но редко. Причем приходится конспирироваться, чтобы она не заметила.

- Помните свои первые шаги в гимнастике?
- Когда начинала заниматься, представления не имела, что это такое и с чем его едят. Интересно было подвигаться под музыку со скакалкой, покрутить обруч, "нарисовать" что-нибудь ленточкой… А если еще за этим наблюдают окружающие - втройне приятно. Художественную гимнастику можно назвать спектаклем, концертом, театром.
- Вы много времени проводили у зеркала?
- И нещадно их била. Конечно, случайно. Непослушные булавы то и дело выскакивали из рук. А мне хотелось быстрее их приручить. Словом, много стекла побила и доставила родителям немало неприятностей.
- Мама и папа не противились вашему увлечению?
- Всегда сильно переживали за меня. Особенно когда была в разъездах. Им хотелось помочь мне, быть рядом в трудную минуту. Когда попала в сборную Союза и тренировалась в Москве, они брали на работе выходные за свой счет и приезжали ко мне. На спортивной базе мы проводили вместе несколько часов.
- Почти с первых шагов вы работали с нынешним главным тренером национальной сборной Ириной Лепарской… Помните первую встречу?
- Она состоялась в родных Смолевичах. Год отзанималась в секции, а потом уехала наша тренер. Я уже попрощалась со своим увлечением. Но… раздался телефонный звонок из спортшколы: пригласили на собрание всех, кто ранее тренировался. Тогда и состоялась первая встреча.
- Любимые предметы были?
- Нравилось все. Больше всего приходилось работать с булавами.
- Говорят, их вам изготовил папа?
- Достать или купить булавы было невозможно. Поэтому каждый выкручивался по-своему. Папины булавы до сих пор храню. Остальные предметы также собственноручно доводились до ума. Мячи, например, шлифовались - убиралась каждая пупырышка. Палочки, на которые крепится лента, делали из древков удочек. А сами ленточки раскрашивали фломастерами. Кстати, многие спортсменки в мире выступали с самодельными предметами.
- Костюмы тоже сами шили?
- Мне на Олимпиаду под упражнение с лентой купальник сшили в Финляндии. Однако в нем было тяжело поднимать руки. Поэтому надела его только на награждение, а выступала в другом. Увы, одежки не остались: все передала по наследству следующим поколениям.

Пришлите автограф…
- Помните настроения накануне Олимпиады?
- За неделю до отъезда на контрольной тренировке подвернула ногу. Сказать, что я была расстроена, - ничего не сказать. Столько сил отдала, столько готовилась - и все коту под хвост. Ногу здорово раздуло. Правда, в травмпункте меня обнадежили, сказав, что перелома нет, а опухоль скоро спадет. Эти дни оказались настоящей пыткой. Жутко было сознавать, что все будут участвовать, а ты - нет.
- И все же вы попали в Сеул…
- Когда приехала на Игры, забыла о повреждении, о боли. Собралась, настроилась и сделала все уверенно и стабильно. Переживала за каждый вид программы. Если бы махнула на что-то рукой, именно там бы и прокололась. Последний вид - лента. Перед выходом на ковер гнала из головы мысли о победе, медали. Главное - сделать правильно упражнение, не потерять предмет. Удивляюсь и сейчас своему спокойствию, приняла победу как должное. Эмоции пришли много позже.
- Слава не тяготила?
- Меня к этому готовили. Тренер и психолог в беседах приводили много примеров, когда люди, становясь чемпионами, зазнавались. В душе этого жутко боялась. Мне не хотелось, чтобы обо мне так говорили.
- Болельщики писали письма?
- До сих пор присылают. Чаще коллекционеры из разных стран, которые собирают автографы. Сколько уже раздала росчерков? Может, несколько сотен тысяч, а может, миллион…
- По-моему, вам принадлежат слова: "После художественной гимнастики никакой художественной гимнастики"?
- Так думалось и казалось. Ведь напряжение и усталость дают о себе знать. Но проходит месяц, и снова тянет в зал. Хочется вновь поймать тот ритм жизни. После двух лет на должности государственного тренера пришла в зал работать с учениками. Скажу, что хлеб это непростой. Нужно чувствовать, переживать и обязательно любить дело, влюблять других. В судействе также есть свои нюансы. Не хочется кого-то недооценить или переоценить, получить красную карточку от главного судьи за субъективность…
- Что приносит моральное удовлетворение?
- Результат работы. Неважно, вырастишь олимпийскую чемпионку или нет. Если научил чему-то девочку, привил любовь к спорту - гордишься этим. Долго не верила, что из меня выйдет тренер. Когда увидела, что получается, вздохнула с облегчением и работать стала увереннее.