Иван Грунтов,

Начальник отдела маркетинга и рекламы минского "Динамо" Лидия Семенова рассказала о работе маркетинга клуба, о новинках, приготовленных для болельщиков, о задачах службы и ее успехах, отмеченных руководством КХЛ.

— В этом году сотрудники "Динамо" ездили на стажировку в США, где побывали на многих матчах NHL, MLB, MLS. Для меня стало большим откровением, что миф о стопроцентной окупаемости клуба НХЛ был развенчан. Это происходит в лучшем случае в половине клубов, и то при очень мощной поддержке со стороны Лиги, когда перераспределяются доходы от продажи телевизионных прав, спонсорской помощи, франшиз, сувенирки. Такой поддержки от КХЛ мы, к сожалению, не имеем, хотя очень хотелось бы. Перераспределение доходов в большей или меньшей степени характерно для всех профессиональных спортивных лиг Америки. Причем самый доходный и дорогой  клуб – "Торонто" – уже давно не показывает стабильно высоких результатов. А вы говорите о белорусском. Конечно, к окупаемости нужно стремиться. Мы, несмотря на сложности, это делаем.

Кстати, пример "Торонто" и других команд, по большей части канадских, как раз говорит о том, что высокий результат и коммерческий успех не всегда взаимосвязаны. В данном случае — это традиционный канадский рынок с преданными болельщиками. На хоккей в Торонто сейчас ходят те, кого в детстве на матчи за руку водили их дедушки. Для этого нужны годы, особая культура, которую нужно прививать людям. Нужно вести работу с болельщиками так, чтобы спортивный результат не влиял на коммерческую составляющую.

Вообще, профессиональные клубы Америки подходят к этому вопросу с холодной головой. Во многих мы слышали мысль о том, что высокий уровень продаж должен держаться независимо от того, что происходит на площадке. Потому что игру контролировать мы не можем. Очевидно, что спортивный результат — важная составляющая успешной маркетинговой деятельности клуба. Однако утверждать, что продажи напрямую зависят от результата, нельзя. Но это в большей степени верно для клубов, которые имеют многолетние традиции. В нашем случае спортивный результат все-таки имеет влияние, но мы стараемся от этого абстрагироваться и больше работать на болельщика, чтобы он оставался верен своей команде, как бы она ни выступала.

Любопытно, но побывав на шести матчах НХЛ, я не видела таких предматчевых шоу, как у нас (конечно, за исключением "зимней классики", но ведь это был не обычный матч, а отдельное событие в жизни НХЛ). Поверьте, мы придумываем очень много. И, кажется, неплохо справляемся. Представители руководства КХЛ — Шалаев, Курбатов, Журавлев, — которые побывали у нас в прошлом году, говорили, что Минск является одним из хоккейных центров КХЛ и ни в чем не уступает по организации и атмосфере на матчах ни Риге, ни Казани. Я не была на всех аренах, но, по мнению многих болельщиков и экспертов, мы однозначно находимся в числе лидеров. 

Что касается новшеств, то что-то мы начинали внедрять еще до поездки в Штаты. Например, сейчас планируем шире использовать видеоконтент, с этого сезона создали электронную базу болельщиков. Теперь они могут рассчитывать на обратную связь с клубом посредством sms или e-mail’а, для них будут проводиться специальные мероприятия, предоставляться скидки на различные виды услуг. Мы стараемся больше изучить нашего болельщика — что он хочет, что любит, что ему интересно.

Также мы активно занимаемся брендированием. Говоря о ближайших планах, в сентябре совместно с нашим партнером "Талань-М", с которым делали чипсы "Динамо", планируем запустить в продажу картофельные снеки и сухарики четырех вкусов. А также хлебцы, которые должны одобрить приверженцы здорового питания. В планах есть еще проекты, но говорить о них пока рано. Стоит отметить, что наша продукция пользуется популярностью. Например, с момента выпуска в продажу чипсов "Динамо" было реализовано более полумиллиона пачек. Производитель очень доволен, поэтому мы продолжаем с ним сотрудничать, расширяем линейку товаров.

Новая сувенирная продукция уже поступила к нам на склад и сейчас проходит процесс сертификации. Можно сказать, что в плане мерчандайзинга это новый шаг в развитии клуба. Вскоре появится совершенно новая коллекция одежды и атрибутики, которую будет отличать высокое качество, доступная цена и защита от подделки. Бейсболки, о которых давно просили наши болельщики, байки, майки... В том числе и для детей.

Постараемся открыть ко второй-третьей домашней серии фирменный магазин "Динамо" на "Минск-Арене". "Минск-Арена" выделила нам для этих целей специальное помещение. Конечно, о полноценном магазине с большими площадями, где можно было бы оборудовать, к примеру, женские и детские отделы, приходится только мечтать. В этом сезоне такого точно не будет. У нас есть небольшое помещение на 40 квадратных метров, уже разработан дизайн-проект. Вскоре, после проведения тендера и необходимых согласований с собственником здания, приступим к ремонтным работам. Надеемся, магазин откроет свои двери в октябре.

Обращались ли к нам за советом и опытом клубы экстралиги? Нет, никто. Хотя видно невооруженным взглядом, что некоторые пристально следят за нами, используя наши наработки в своей деятельности. Один из руководителей клуба ОЧБ интересовался деталями реализации сувенирки, но в глобальном смысле наш опыт никто не перенимал. Есть некоторый интерес со стороны руководства главного спортивного вуза страны о передаче нашего практического опыта своим студентам. Пока, правда, все это на уровне разговоров. Будем надеяться, что им все-таки понадобятся не только маркетологи-теоретики, но и практики. Мы для этого открыты.

Перед нами стоит задача выйти на 50-процентую самоокупаемость. И мы будем стараться выполнить требования. Пусть это и очень сложно.


Узнать все про магазины спортивной одежды в Минске поможет Каталог TUT.BY.
-20%
-20%
-70%
-30%
-50%
-25%
-15%
-25%