Хоккей


Сергей Канашиц, /

Задача выхода на самоокупаемость в нашем спорте стоит давно. Разговоры о том, что пора слезать с дотационной иглы, перестать рассчитывать только на бюджетные деньги и заняться наконец собственной коммерческо–хозяйственной деятельностью, ведутся давно. Однако, как показало последнее совещание у президента, далеко не во всех спортивных организациях и клубах дело серьезно сдвинулось. Об успехах и проблемах на этом пути рассуждает председатель БФСО "Динамо" Юрий Бородич.

— Юрий Федорович, по какой дороге должен дальше идти наш спорт и как научить белорусские клубы и федерации зарабатывать самостоятельно?


— Как известно, в мире существует три основные схемы финансирования спорта: американская (основанная на частном финансировании), китайская (государственная, заимствованная из советского опыта) и западноевропейская (сочетающая в разных пропорциях государственное финансирование с частным). Как и ряд других стран СНГ, Беларусь находится на переходном этапе. Главное для нас сейчас — создать свою систему финансирования спорта, при которой государство, местные органы власти, общественные организации, спортивная отрасль и частный бизнес могли бы быть мотивированы и эффективно работали на конечный результат. Каждая копейка должна эффективно вкладываться и работать.

— Можно конкретные примеры?


— На развитие гандбольного клуба "Динамо" в сезоне 2012/13 годов направлено более 20 миллиардов рублей. Из них 13,5 миллиарда — это средства, полученные от реализации инвестиционных проектов БФСО "Динамо". Замечу, что на протяжении четырех сезонов подряд наш клуб является чемпионом страны. В настоящее время команда успешно выступает в групповом этапе Лиги чемпионов. Однако дальнейшее участие клуба в международных соревнованиях возможно только при условии обеспечения устойчивого финансирования. Мы неоднократно обращались к руководству Мингорисполкома с просьбой оказать клубу поддержку средствами местного бюджета либо выделить три участка земли в районах города нашему партнеру, компании "Виталюр", для строительства магазинов шаговой доступности. Второе предложение позволило бы обеспечить финансирование клуба в размере 8 миллиардов рублей.

— Если не ошибаюсь, на одном из совещаний у Президента говорилось о том, что клуб, успешно выступающий в Лиге чемпионов, может рассчитывать на государственную поддержку по схеме 50 на 50. Так в чем задержка?


— Несмотря на это, к сожалению, местная власть ничем нам не помогла. Хотя только за 2012 год хоккейным и гандбольным клубами уплачен подоходный налог в местный бюджет в совокупной сумме 17 миллиардов рублей! Безусловно, проблема приоритетного распределения средств, выделяемых на спорт горисполкомами и в областях, существует, и ее тоже необходимо решать. В этой связи, а также с учетом того, что генеральным спонсором ХК "Динамо–Минск" является ОАО "Беларуськалий", мы вынуждены рассматривать вопрос о перерегистрации юридических адресов обоих клубов из Минска в Минскую область, где рассчитываем на взаимовыгодное сотрудничество с ее руководством.

— Что касается хоккейного клуба "Динамо", то его маркетинговая политика нередко ставится в пример всем другим нашим клубам.

— На протяжении пяти сезонов, в которых наша команда принимает участие в чемпионате КХЛ, прослеживается положительная динамика по привлечению клубом средств за счет коммерческой деятельности. Считайте сами: в сезоне 2008/09 доход от коммерческой деятельности составил 391,1 миллиона рублей; в сезоне 2009/10 — 924,1; в сезоне 2010/11 — 6 миллиардов 70,9 миллиона; в 2011/12 — 12 млрд 775,2 млн руб. В текущем сезоне, который еще не завершен, прибыль составляет около 25 миллиардов. Соответственно вырастал и удельный вес доходов, полученных от коммерческой деятельности, в общем объеме. Если в первом сезоне он составлял всего 0,8%, в прошлом был равен 9,7%, то в текущем сезоне составляет уже 17%! Клуб развивает порядка 10 направлений зарабатывания средств.

— Продажа билетов и абонементов в этом ряду составляет значительную часть?


— В 2012 году билетов было продано на сумму 1,4 миллиона долларов, что составило 47% всех доходов, полученных от коммерческой деятельности. Для того чтобы за счет билетной политики выйти на 50–процентную самоокупаемость, необходимо, чтобы средняя цена билета на домашние матчи была около 30 — 35 долларов, то есть больше нынешней в 5 — 6 раз! Однако мы знаем реальную покупательную способность наших болельщиков, понимаем социальную ответственность своей билетной политики и не гонимся за заоблачными ценами. Средняя цена билета сегодня составляет 6 долларов, а в прошлом году была 3,5 доллара. Мы уважаем своего болельщика и делаем все, чтобы ему с нами было комфортно и интересно. Сегодня "Динамо" — самый посещаемый хоккейный клуб КХЛ, занимающий по этому показателю второе место в Европе!

— Насколько я понимаю, важными направлениями коммерческой деятельности клуба являются и продажа сувенирной продукции, размещение рекламы.


— В нынешнем сезоне работают два клубных магазина, открыт интернет–магазин с доставкой товаров по стране. Клубом выпускается и реализуется порядка 200 наименований товаров для болельщиков. Налажен выпуск чипсов, орехов, пива, рыбных консервов, другой продукции с брэндом "Динамо", часть средств от ее продажи перечисляется клубу. На протяжении трех лет клуб является одним из учредителей лотереи "Супербонус" и получает от данного проекта определенный доход. Скажу больше: рассматривается предложение двух катарских компаний, высказавших намерение приобрести часть акций, выкупить рекламный пакет и таким образом стать спонсорами клуба.

— Все это хорошо, но скажите: можно ли было сделать больше?


— С уверенностью скажу: да! Назову ряд причин, мешавших этому. При реализации проектов приходится сталкиваться с фактами и равнодушного, и ревностного отношения как к реализации конкретных экономических задач, так и к развитию спорта в целом. Распространен узковедомственный подход, помноженный на пресловутое "абыякавае" отношение к спорту.

— И как, на ваш взгляд, можно пробить эту стену?


— Без создания институциональных, организационных и правовых предпосылок дело с места не сдвинется. С учетом значимости вопросов необходимо задуматься о создании Совета по развитию физической культуры и спорта при президенте Республики Беларусь. Это должен быть совещательный орган, активно участвующий в выработке и реализации государственной политики в области физической культуры и спорта высших достижений, рассматривающий значимые проекты, содействующие поддержке и развитию спорта, его структур — клубов, федераций, детских школ. Аналоги таких структур имеются, например, в той же России. Во–вторых, мне видится необходимым рассмотреть вопрос о подготовке специального документа о государственно–коммерческом партнерстве в сфере развития физической культуры и спорта. Это предложение вытекает из нашей практики и базируется на принципиальном подходе президента, высказанном в Послании белорусскому народу и парламенту 21 апреля 2011 года. Цитирую: "Одна из важнейших задач сегодняшнего дня — создание эффективных механизмов государственно–частного партнерства, а также соответствующей правовой базы". Мы изучали опыт других стран. Так вот, в ряде европейских государств, где механизмы государственно–частного партнерства применяются уже свыше 20 лет, доля ответственности бизнеса в спорте составляет более 50%. Не так давно применение механизма такого партнерства у нас в стране было предложено к реконструкции и последующей эксплуатации минского стадиона "Динамо". Считаю, что эти предложения после их доработки могли бы реально содействовать совершенствованию механизма государственной поддержки физической культуры и спорта, созданию необходимых предпосылок для вывода клубов по игровым видам спорта на самоокупаемость. А это будет выгодно не только спорту, но и экономике страны.
Нужные услуги в нужный момент
-50%
-15%
-20%
-15%
-20%
-12%
-20%
-50%
-15%
-30%
-20%