• Чемпионат Беларуси по футболу
  • Биатлон
  • Хоккей
  • Футбол
  • Теннис
  • Баскетбол
  • Гандбол
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
  1. Минское «Динамо» проиграло в гостях питерскому СКА
  2. Показываем, как выглядит часть зданий БПЦ на улице Освобождения, ради которых снесли объекты ИКЦ
  3. Звезда белорусской оперы сказал три слова на видео, его уволили «за аморальный проступок» — и суд с этим согласился
  4. Политолог: Россия устала играть в кошки-мышки с Лукашенко, но не видит альтернативы
  5. Александр Лукашенко — больше не президент Национального олимпийского комитета
  6. Год назад в Беларуси выявили первый случай COVID-19. Что сделано за год, а что — нет
  7. Судьба ставки рефинансирования, обновленный КоАП, дедлайн по налогам, заморозка цен. Изменения марта
  8. Белоруска едет на престижнейший конкурс красоты. И покажет дорогое платье, аналогов которому нет
  9. Рынок лекарств штормит. Посмотрели, как изменились цены на одни и те же препараты с конца 2020-го
  10. Под угрозой даже универсам «Центральный». Что происходит в магазинах «Домашний» из-за проблем сети
  11. Один из почетных консулов Беларуси в Италии подал в отставку из-за несогласия с происходящим после выборов
  12. «Из-за анорексии попал в реанимацию». История пары, где у одного психическое расстройство
  13. «Врачи нас готовили к смерти Саши». История Марии, у чьей дочери пищевод не соединялся с желудком
  14. Секс-символ биатлона развелась и снялась для Playboy (но уже закрутила роман с близким другом)
  15. «Фантастика какая-то». В Гродно начали судить водителя Тихановского, который молчал все следствие
  16. Во всех районах Беларуси упали зарплаты, в некоторых — больше чем на 300 рублей
  17. «Усе зразумелi: вірус існуе, ад яго можна памерці». Год, как в Беларусь пришел COVID: поговорили со вдовой первой жертвы
  18. 57-летняя белоруска выиграла международный конкурс красоты. Помогли уверенность и советы Хижинковой
  19. «Бэушка» из США против «бэушки» из Европы: разобрали, какой вариант выгоднее, на конкретных примерах
  20. Биатлонистка Блашко рассказала, как ей живется в Украине и что думает о ситуации в Беларуси
  21. Виктора Лукашенко уволят с должности помощника президента
  22. «Теряю 2500 рублей». Работники требуют, чтобы «плюшки» были не только членам провластного профсоюза
  23. Байкеры пытались отбить товарища у неизвестных у ТЦ «Европа». Ими оказались силовики, парней отправили в колонию
  24. Минчане пришли поставить подпись под обращением к депутату — и получили от 30 базовых до 15 суток
  25. Экс-директору отделения Белгазпромбанка в Могилеве Сергею Кармызову вынесли приговор
  26. «Ситуация, похоже, только ухудшилась». Представитель Верховного комиссара ООН — о правах человека в Беларуси
  27. «Куплен новым в 1981 году в Германии». История 40-летнего Opel Rekord с пробегом 40 тысяч, который продается в Минске
  28. Могилев лишился двух уникальных имиджевых объектов — башенных часов и горниста (и все из-за политики). Что дальше?
  29. Минздрав рассказал, сколько пациентов инфицировано COVID-19 за последние сутки и сколько умерло
  30. Защитник Бабарико и Колесниковой подал жалобу в суд на лишение его лицензии, но ему отказали


Сергей Канашиц, /

Задача выхода на самоокупаемость в нашем спорте стоит давно. Разговоры о том, что пора слезать с дотационной иглы, перестать рассчитывать только на бюджетные деньги и заняться наконец собственной коммерческо–хозяйственной деятельностью, ведутся давно. Однако, как показало последнее совещание у президента, далеко не во всех спортивных организациях и клубах дело серьезно сдвинулось. Об успехах и проблемах на этом пути рассуждает председатель БФСО "Динамо" Юрий Бородич.

— Юрий Федорович, по какой дороге должен дальше идти наш спорт и как научить белорусские клубы и федерации зарабатывать самостоятельно?


— Как известно, в мире существует три основные схемы финансирования спорта: американская (основанная на частном финансировании), китайская (государственная, заимствованная из советского опыта) и западноевропейская (сочетающая в разных пропорциях государственное финансирование с частным). Как и ряд других стран СНГ, Беларусь находится на переходном этапе. Главное для нас сейчас — создать свою систему финансирования спорта, при которой государство, местные органы власти, общественные организации, спортивная отрасль и частный бизнес могли бы быть мотивированы и эффективно работали на конечный результат. Каждая копейка должна эффективно вкладываться и работать.

— Можно конкретные примеры?


— На развитие гандбольного клуба "Динамо" в сезоне 2012/13 годов направлено более 20 миллиардов рублей. Из них 13,5 миллиарда — это средства, полученные от реализации инвестиционных проектов БФСО "Динамо". Замечу, что на протяжении четырех сезонов подряд наш клуб является чемпионом страны. В настоящее время команда успешно выступает в групповом этапе Лиги чемпионов. Однако дальнейшее участие клуба в международных соревнованиях возможно только при условии обеспечения устойчивого финансирования. Мы неоднократно обращались к руководству Мингорисполкома с просьбой оказать клубу поддержку средствами местного бюджета либо выделить три участка земли в районах города нашему партнеру, компании "Виталюр", для строительства магазинов шаговой доступности. Второе предложение позволило бы обеспечить финансирование клуба в размере 8 миллиардов рублей.

— Если не ошибаюсь, на одном из совещаний у Президента говорилось о том, что клуб, успешно выступающий в Лиге чемпионов, может рассчитывать на государственную поддержку по схеме 50 на 50. Так в чем задержка?


— Несмотря на это, к сожалению, местная власть ничем нам не помогла. Хотя только за 2012 год хоккейным и гандбольным клубами уплачен подоходный налог в местный бюджет в совокупной сумме 17 миллиардов рублей! Безусловно, проблема приоритетного распределения средств, выделяемых на спорт горисполкомами и в областях, существует, и ее тоже необходимо решать. В этой связи, а также с учетом того, что генеральным спонсором ХК "Динамо–Минск" является ОАО "Беларуськалий", мы вынуждены рассматривать вопрос о перерегистрации юридических адресов обоих клубов из Минска в Минскую область, где рассчитываем на взаимовыгодное сотрудничество с ее руководством.

— Что касается хоккейного клуба "Динамо", то его маркетинговая политика нередко ставится в пример всем другим нашим клубам.

— На протяжении пяти сезонов, в которых наша команда принимает участие в чемпионате КХЛ, прослеживается положительная динамика по привлечению клубом средств за счет коммерческой деятельности. Считайте сами: в сезоне 2008/09 доход от коммерческой деятельности составил 391,1 миллиона рублей; в сезоне 2009/10 — 924,1; в сезоне 2010/11 — 6 миллиардов 70,9 миллиона; в 2011/12 — 12 млрд 775,2 млн руб. В текущем сезоне, который еще не завершен, прибыль составляет около 25 миллиардов. Соответственно вырастал и удельный вес доходов, полученных от коммерческой деятельности, в общем объеме. Если в первом сезоне он составлял всего 0,8%, в прошлом был равен 9,7%, то в текущем сезоне составляет уже 17%! Клуб развивает порядка 10 направлений зарабатывания средств.

— Продажа билетов и абонементов в этом ряду составляет значительную часть?


— В 2012 году билетов было продано на сумму 1,4 миллиона долларов, что составило 47% всех доходов, полученных от коммерческой деятельности. Для того чтобы за счет билетной политики выйти на 50–процентную самоокупаемость, необходимо, чтобы средняя цена билета на домашние матчи была около 30 — 35 долларов, то есть больше нынешней в 5 — 6 раз! Однако мы знаем реальную покупательную способность наших болельщиков, понимаем социальную ответственность своей билетной политики и не гонимся за заоблачными ценами. Средняя цена билета сегодня составляет 6 долларов, а в прошлом году была 3,5 доллара. Мы уважаем своего болельщика и делаем все, чтобы ему с нами было комфортно и интересно. Сегодня "Динамо" — самый посещаемый хоккейный клуб КХЛ, занимающий по этому показателю второе место в Европе!

— Насколько я понимаю, важными направлениями коммерческой деятельности клуба являются и продажа сувенирной продукции, размещение рекламы.


— В нынешнем сезоне работают два клубных магазина, открыт интернет–магазин с доставкой товаров по стране. Клубом выпускается и реализуется порядка 200 наименований товаров для болельщиков. Налажен выпуск чипсов, орехов, пива, рыбных консервов, другой продукции с брэндом "Динамо", часть средств от ее продажи перечисляется клубу. На протяжении трех лет клуб является одним из учредителей лотереи "Супербонус" и получает от данного проекта определенный доход. Скажу больше: рассматривается предложение двух катарских компаний, высказавших намерение приобрести часть акций, выкупить рекламный пакет и таким образом стать спонсорами клуба.

— Все это хорошо, но скажите: можно ли было сделать больше?


— С уверенностью скажу: да! Назову ряд причин, мешавших этому. При реализации проектов приходится сталкиваться с фактами и равнодушного, и ревностного отношения как к реализации конкретных экономических задач, так и к развитию спорта в целом. Распространен узковедомственный подход, помноженный на пресловутое "абыякавае" отношение к спорту.

— И как, на ваш взгляд, можно пробить эту стену?


— Без создания институциональных, организационных и правовых предпосылок дело с места не сдвинется. С учетом значимости вопросов необходимо задуматься о создании Совета по развитию физической культуры и спорта при президенте Республики Беларусь. Это должен быть совещательный орган, активно участвующий в выработке и реализации государственной политики в области физической культуры и спорта высших достижений, рассматривающий значимые проекты, содействующие поддержке и развитию спорта, его структур — клубов, федераций, детских школ. Аналоги таких структур имеются, например, в той же России. Во–вторых, мне видится необходимым рассмотреть вопрос о подготовке специального документа о государственно–коммерческом партнерстве в сфере развития физической культуры и спорта. Это предложение вытекает из нашей практики и базируется на принципиальном подходе президента, высказанном в Послании белорусскому народу и парламенту 21 апреля 2011 года. Цитирую: "Одна из важнейших задач сегодняшнего дня — создание эффективных механизмов государственно–частного партнерства, а также соответствующей правовой базы". Мы изучали опыт других стран. Так вот, в ряде европейских государств, где механизмы государственно–частного партнерства применяются уже свыше 20 лет, доля ответственности бизнеса в спорте составляет более 50%. Не так давно применение механизма такого партнерства у нас в стране было предложено к реконструкции и последующей эксплуатации минского стадиона "Динамо". Считаю, что эти предложения после их доработки могли бы реально содействовать совершенствованию механизма государственной поддержки физической культуры и спорта, созданию необходимых предпосылок для вывода клубов по игровым видам спорта на самоокупаемость. А это будет выгодно не только спорту, но и экономике страны.
-15%
-10%
-21%
-50%
-50%
-10%
-10%
-20%
0072142