Вадим Кнырко,

Константин Сивцов в субботу в составе британской команды Sky стартует на "Тур де Франс". В интервью Goals.by один из лучших отечественных велогонщиков рассказывает о подготовке к "Большой петле". Описывает атмосферу первых дней тура. Повествует о жизни в Италии. Выражает желание прокатиться на новом "Аисте". Критикует работу федерации. И объявляет о своих намерениях, если его не возьмут на Олимпиаду от Беларуси.

— Вы участвовали в презентации команд перед началом "Большой петли". Как она прошла?

— Как обычно. Много людей, автографов, журналистов, которые задают много вопросов. И куча времени впустую — стоишь на старте, ждешь, фотографируешься со всеми, расписываешься.

— Долгая процедура?

— Мы в 15.30 выехали из отеля и только в восемь вечера вернулись обратно. Судите сами. Сначала вообще идет презентация гонки — говорится про этапы, про безопасность. И только потом начинается показ команд — общая фотография, представление, круг почета. Вообще, каждый город, где начинается гонка, делает презентацию по-своему. В этом году "Тур" стартует в бельгийском Льеже, и начальный показ организовали на знаменитой площади, где финиширует "классика" "Льеж — Бастонь — Льеж". В этом городе люди живут велоспортом — каждого гонщика знают по имени, стремятся взять автограф. Причем не один, а сразу два-три. К концу дня в автобус заходишь и гора с плеч — фууух:). Никто не трогает и не мешает.

— Вы много автографов раздали?

— Sky — известная команда. В большинстве своем люди шли к Уиггинсу и Кавендишу. Но и остальным гонщиками пришлось пережить этот ажиотаж.

— По Льежу прогулялись?

— Нет, на таких гонках о прогулках думать не приходится — скорее бы отдохнуть.

— Как проходила подготовка к "Туру"?

— Последнюю активную тренировку провели во вторник. В среду был переезд в Льеж. Теперь просто проводим поддерживающие занятия. В субботу старт самой гонки. Так что подготовка как таковая уже завершена.

— Когда точно узнали, что будете включены в состав команды на "Большую петлю"?

— Это оговаривалось еще в начале года. А окончательный список был сформирован 21 числа по окончании генеральной репетиции — "Дофине — Либере".

— У вас будет роль главного помощника Бредли Уиггинса…

— Эти функции будут возложены на каждого члена команды. Очень тяжело в таких гонках ехать на "классифику" двоим или сразу троим. На прошлогодней "Вуэльте" именно так Sky и поступила. В итоге, первое место было упущено. Лучше чтобы один выиграл, чем двое на нижних ступенях пьедестала стояли. Надеюсь все-таки, что на каком-то из этапов мне представится шанс выиграть самому. Ведь от меня требуют результата в нашей национальной команде, чтобы получить возможность выступить на Олимпиаде.

— Капитаном-спринтером будет великий Марк Кавендиш.

— Он приехал на "Тур" готовится к Лондону. Насколько я понимаю Марка, то на первой неделе он свои амбиции собирается держать при себе. Значит, он и нас "сохранит" от адской работы на равнине, и соперников в заблуждение введет. Это все тактика, психология.

— Расскажите про Марка. Что это за человек?

— Я с ним уже пять лет в одной команде. Обычный человек, хороший парень. Шутит часто и не против, чтобы над ним шутили.

— Звездной болезни за ним не наблюдали?

— Нееет. Может быть, в его высказываниях в прессе иногда что-то и проскакивает "звездное", но с партнерами он всегда на равных общается. Насчет же прессы — он просто играет роль, соответствует статусу. К тому же, спринтеры — эмоциональные люди, которые могут и сгоряча что-то ляпнуть. Меня же Марк очень сильно уважает, и ценит то, что я для него делал в последние годы.

— Какой этап на этом "Туре" видится самым сложным?

— Гонка длинная. И сложным может стать даже равнинный отрезок. Отмечу восьмой этап — сплошные подъемы и спуски, которые будут держать в напряжении.

— "Тур" стартует в субботу, а в воскресенье финал чемпионата Европы по футболу. Насколько я знаю, вы футбол любите…

— Да, слежу за Евро. Очень нравится, как играет на этом чемпионате сборная Германии — думаю, ей по силам завоевать-таки золотые медали (разговор состоялся до матча немцев с итальянцами – Goals.by). Понравились португальцы — здорово смотрелись против самих испанцев.

— В этом году старт на "Тур де Франс" принимает рекордное число белорусов — четыре. Будете общаться с соотечественниками между этапами?

— Мы всегда поддерживаем отношения. Перед презентацией поздравлял Васю Кириенко с Днем рожденья, поговорили с ним две минутки.

— А во время этапа гонщики часто общаются между собой?

— Когда кто-то уходит в отрыв в начале этапа, есть минут сорок на общение. В это время пелетон отдыхает. Когда же начинается работа на лидеров, становится не до разговоров.

— Перед этим сезоном вы перешли в Sky из High Road, где выступали на протяжении четырех лет. Скучаете по тому проекту?

— К сожалению, он прекратил свое существование. Но костяк моей бывшей команды перешел в Sky. Так что атмосфера сохранилась.

— Над предложением британской команды долго раздумывали?

— Когда такая команда заинтересована в твоих услугах, особо не раздумываешь. Мне сразу дали понять, что в этом году я получу шанс. На "Туре", конечно, нужно работать на Уиггинса, а дальше мои планы будут связаны с "Вуэльтой" и итальянскими "классиками". И команда будет работать на меня.

— Российская "Катюша" тоже хотела видеть вас в своих рядах.

— Предложение было, но я на нем абсолютно не зацикливался. Решающей роли даже не сыграл тот факт, что базируется "Катюша" в Италии — в 60 километрах от моего дома. Сейчас же у меня контракт со Sky, который руководство уже предлагает продлить.

— Вспомните вашу самую сложную гонку в карьере?

— Однозначно, "Тур де Франс"-2010. На 12-м этапе в отрыве меня завалил словак Грега Боле, в результате чего было повреждено колено. В итоге всю оставшуюся часть гонки (больше недели) ехал с болями в ноге. Просто всегда хочется доезжать гонки до конца — не важно, какое будет место. Очень помогли тогда сокомандники, которые подбадривали каждое утро.

— Вообще же "противоядие" от асфальтовой болезни у вас, видимо, имеется…

— Тьфу-тьфу… Слава Богу, попадаю в завалы не очень часто.

— Победу на чемпионате мира в молодежной классификации часто вспоминаете?

— Сейчас уже не очень. Больше вспоминаются победа на тяжелой многодневке "Тур Джорджии" в 2008-м и этапы на "Джиро". Также надолго в памяти отложится последний мой итальянский тур. Получается, после дисквалификации Контадора я пять дней в розовой майке ехал. Для истории белорусского велоспорта — это рекорд. Но это ни у кого в памяти не отложится, к сожалению.

— Не надоедает из года в год наворачивать такое количество километров?

— Нужно правильно восстанавливаться. Чтобы и душа, и тело, и голова приходили в нормальное состояние. Поэтому очень важную роль в каждой команде играет тренер по физподготовке, расписывающий программу восстановления чуть ли не под каждого гонщика.

— Зарубежные специалисты отмечают, что вскоре вы можете замахнуться, как минимум, на пьедестал почета в супервеломногодневке. Как воспринимаете такие высказывания?

— Сам об этом порой задумываюсь. Я ведь "на себя" поехать смог только в прошлом году. И до последнего дня у меня имелись шансы на пятерку. Закончил "Джиро" девятым в итоге, что тоже неплохо, учитывая, что ехать приходилось практически без команды. Все тренеры мне говорят, что будущее у меня есть, и, как Карлос Састре, годам к 32 могу выиграть свой гранд-тур.

— Роль постоянного второго номера в командах не давит психологически?

— Взрослея, спокойнее это воспринимаешь. Тем более, постоянство в командах у меня есть — приспосабливаться легче.

— "Тур", Олимпиада, "Вуэльта", чемпионат мира… Расставьте свои приоритеты.

— Конечно, на первом месте Олимпиада. Надеюсь, что попаду в Лондон. По крайней мере, в прошлом году я внес большую долю очков, чтобы повысить олимпийскую квоту для нашей сборной до трех мест. Тем более мне удалось занять наивысшее место в "Про-туре" среди белорусских спортсменов. Думаю, будет несправедливо, если меня проигнорируют, а возьмут гонщика, который за последние три года не набрал ни одного очка и не показал ни одного стоящего результата.

Последние полгода я работал на своего лидера и не набрал ни одного балла. Теперь федерация выставляет передо мной аргументы, якобы я не достоин поездки в Лондон. Но ведь нужно рассматривать еще готовность человека в данный момент. Должны быть какие-то зацепки, а не просто стартовать и финишировать в гонке. Поэтому, если меня не включат в олимпийский состав, я буду очень огорчен. Тогда рассмотрю другие варианты, вплоть до смены гражданства. Буду тогда набирать очки для другой страны, коль такое дело. Тем более имеются конкретные возможности: моя жена — россиянка. Насколько знаю, меня не поставят на Олимпиаду — там дело, вроде как, до политических разборок губернаторов дошло.

— Считаете такие действия Федерации велоспорта непрофессиональными?

— Это даже не непрофессионализм и не дилетанство. Наша федерация работает на каком-то юношеском уровне. Мы до сих пор точно не знаем, кто от Беларуси поедет в олимпийской гонке. А Кавендиш уже давно знает, что он попал в состав сборной Великобритании и, исходя из этого, строит свою подготовку. Виз даже еще нет ни у кого. Все запущено — говорить больно. Но если не говорить об этом, ничего не изменится.

— Насколько известно, трасса в Лондоне вам не совсем подходит…

— В нашей федерации никто не знает, какая будет трасса. В этом еще одна проблема. Трасса там совсем не под Гутаровича. Она для Жильбера и Вальверде более удобна, чем для спринтеров. Незадолго до финиша будет подъем — и сразу же сложный участок.

— В принципе, тогда эта трасса больше для вас…

— А у нас в федерации не знают, какая она будет. Ни групповой гонки рельеф не видели, ни "разделки".

***

— Вы сразу пришли в велоспорт?

— Да, на моей малой родине другими видами спорта и заниматься особой возможности не было. Кстати, когда приезжаю домой, стараюсь заехать в родную школу, посмотреть, как там обстоят дела. Радует, что дети приходят — и мальчики, и девочки. Надеюсь, достойная смена подрастает. Хочется, чтобы больше было в нашей стране профессионалов. Пока же их пятеро, но все они выступают на отличном уровне.

— Как думаете, какое место занимает белорусский шоссейный велоспорт среди стран бывшего СНГ?

— Если брать "протуровские" очки, то мы на втором месте после Казахстана.

— ?

— Именно после Казахстана. Россияне имеют множество гонщиков, три профессиональных команды, но находятся в рейтинге позади нас. Причем, в России "Газпром" вкладывает в год 50 миллионов долларов в этот спорт. А у нас я и цифру затрудняюсь назвать.

— Согласитесь с тем мнением, что велоспорт в нашей стране обделен вниманием?

— Вот это вы попали прямо в точку. Мне кажется, что в определенные моменты нужно думать больше — тогда и талантливые ребята в нашей стране подросли бы.

— Что нужно сделать, чтобы велоспорт стал в Беларуси популярнее?

— Мне кажется, нужно поменять людей в федерации и министерстве — влить свежую молодую кровь. Хороший специалист — Вадим Кривошеев, работающий в одном из РЦОПов. В таком виде спорта должны руководить специалисты. А у нас уровень подготовки в этом плане остался на уровне 70-80-х. Нужно брать пример с Бельгии и Италии — самых велосипедных стран Европы. У нас по выходным люди идут в магазины за водкой и пивом, а в Италии — надевают велотрусы с веломайками и едут за город. К счастью, тенденции к таким переменам в Беларуси есть. В Гомеле людей на велосипедах можно встретить все чаще. И меня друзья всегда с собой прокатиться зовут. Это итальянский менталитет — не прогулять, не покурить, а провести время с друзьями на свежем воздухе.

— Белорусских трековиков в этом году пересаживают на "Аисты".

— Кстати, сегодня читал, как журналист проводил их тест-драйв. Мне кажется, что 17 тысяч — много для трекового велосипеда, который весит почти 8 килограммов. Мы ездили на Pinarello, и они весили столько же, но ведь это шоссейная машина, напичканная электроникой. К тому же, видно, что у новых велосипедов проблемы с аэродинамикой. Но мне хотелось бы опробовать их. Думаю, "Аисту" тест-драйв в исполнении профессионала не помешал бы. Хочется помочь отечественному производителю, чтобы наши велосипеды вышли на мировой рынок и завоевали покупателей из Западной Европы.

— Как часто гостите в Беларуси?

— С семьей живу в Италии, но по возможности всегда выбираемся к родным краям. В прошлом году были десять дней в Сибири — у родителей жены, десять дней — у моих. После "Тура" планирую заехать в Беларусь на несколько дней.

— В каком итальянском городе поселились?

— Живем в маленьком городке на берегу озера в 20 километрах от Бергамо.

— Итальянское вино, пицца, паста уже стали своими?

— Особенно дети привыкли к пицце и макаронам. Но сами с женой мы пасту делаем раза три в год — максимум.

— На каком языке общаетесь дома с детьми?

— Иногда на итальянском, иногда на русском — приучаю сразу к двум языкам. Старший сын уже много слов понимает. Но периодически мешает в одну кучу два языка. Кстати, скоро у сынишек дни рожденья — 6 июля исполнится три года старшему, 21 — годик младшему.

— Как проводите свободное время в Италии?

— После тренировок спешу домой — стараюсь все свободное время уделять семье. Любим выбраться на озеро с детишками, в парк. В общем, отдыхаю в хорошей компании :).

— Тренировочная трасса находится недалеко от дома?

— В этом плане мне повезло. В зависимости от того, какую я хочу провести тренировку, могу выбирать сам — скоростная, силовая, смешанная. Возле Бергамо все есть — и равнинка, и холмы. Лучшего места для тренировок я пока не видел.

— Считается, что заработки у профессиональных велосипедистов не самые большие.

— С футболом и хоккеем точно не сравнить. Но международная федерация велоспорта приводила данные, по которым видно, что средний заработок велосипедиста с каждым годом растет.

— Что же движет велосипедистами, если не деньги?

— Фанатизм и любовь к своему делу. Если в детстве в эту атмосферу напряжения окунулся, то потом от нее отвыкнуть очень тяжело. То же самое, как пьяницы, — напился и забылся. Только то — алкоголизм, а это — фанатизм. Мы – "алкоголики" в своем виде спорта.

 

-50%
-21%
-50%
-20%
-50%
-20%
-30%
-20%
-14%