• Хоккей
  • Биатлон
  • Футбол
  • Теннис
  • Гандбол
  • Баскетбол
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС


Лучшая велогонщица Беларуси Алена Омелюсик будет выступать за команду, которая три года подряд под названием Specialized-Lululemon выигрывала чемпионат мира в командной гонке.

В 2015 году один из лидеров женского профессионального велоспорта войдет под новым именем - Velocio-SRAM, с новым титульным спонсором, а также с несколькими новыми гонщицами, в числе которых и наша соотечественница.

О новой команде, медали чемпионата мира, Рокки Бальбоа, Елисейских Полях, возвращении на трек, учебе на юрфаке, отдыхе на родине и многом другом Алена Омелюсик рассказала сайту dreamsportagency.com.

- Как проходит отпуск?


- Замечательно. Отдыхаю, общаюсь с родными, друзьями. Недавно вот была свидетельницей на свадьбе у подруги.

- Нет желания махнуть куда-нибудь к морю, в экзотические страны?

- Нет. Хочется побыть дома, встретиться со всеми друзьями, провести время с семьей. Экзотики и так хватило. А вот дома за весь сезон ни разу не была.

- За прошедший сезон ты объехала полмира. Кроме самих гонок что-нибудь запомнилось?


- Конечно. В Филадельфии, например, ходили на площадь, где находятся ступеньки Рокки Бальбоа. Сразу вспомнила детство, когда очень любила смотреть фильм про легендарного боксера. Запомнилась гонка La Course во Франции, которая проводилась на Елисейских Полях в последний день мужской "Тур де Франс". Мы хотя бы увидели Париж. Было очень классно. Но гонки, когда удается что-то посмотреть, бывают очень редко.

- Кстати, организаторы "Тур де Франс" в этом году заявили о намерении проводить трехнедельную женскую гонку…


- Было бы интересно попробовать. Раньше ведь, лет десять назад, проводились такие многодневки для женщин.

- Прошедший сезон получился у тебя ударным и с точки зрения количества стартов, и с точки зрения результата. Какая из гонок была самой запоминающейся?

- Если говорить об эмоциональной составляющей, то это гонка в Париже. Все зрители, которые пришли посмотреть на финал мужской "Тур де Франс", болели за нас. Ощущения были просто невероятные, потрясающая атмосфера. В плане результата очень важным было для меня третье место на этапе Кубка мира – такая маленькая победа над собой. Ну и, конечно же, медаль чемпионата мира. Первая и такая долгожданная.

- А какая из гонок была самой сложной?

- Многодневка "Тур де л’Ардеш", которая проходила во Франции перед чемпионатом мира. Дело в том, что в прошлом году на этой гонке я упала и сломала ключицу, поэтому сейчас ехала с очень нехорошими мыслями. В этом регионе Франции очень специфические дороги – узкие, и асфальт с камешками. Там всегда падает очень много гонщиков. В прошлом году я нормально проходила поворот, но колесо попало между камешками, и я пошла кувыркаться. В этот раз сначала было все нормально, но по мере приближения к тому этапу, на котором я упала, начала отставать от группы на спусках, а в гору опять догоняла, отыгрывая по четыре с половиной минуты. Тренер говорил, что если бы не страх, то с моими силами уже давно уехала бы в большой отрыв. А я боялась упасть и снова что-нибудь сломать перед чемпионатом мира. Злилась на себя, плакала. Но потом поговорила с семьей, с тренером и на следующий день выиграла этап, на котором в прошлом году упала и сломала ключицу. У меня были слезы счастья, для меня это была не просто победа, после нее почувствовала огромное облегчение и уверенность в себе.

- Падений в этом сезоне много было?

- Немного. Но очень обидные. На чемпионате мира упала. В самом начале гонки. Пока ждала, когда принесут новый велосипед, потеряла много времени. Попыталась догнать группу, но вскоре поняла, что это нереально. На "Джиро д’Италия", не случись падения уже на втором этапе, все могло сложиться совсем иначе.

- Продолжать выступление на "Джиро" с двумя сломанными ребрами было необходимостью или твоим принципиальным решением?


- На "Джиро" я упала уже на первом этапе, но не сильно – поднялась и догнала группу. А на следующий день ехала шестой, гонщицы на первых позициях начали падать. Я упала, видимо, на чей-то велосипед и сломала ребра. Была в расстроенных чувствах, ведь шел всего второй день гонки. Поначалу не собиралась продолжать выступление, но потом подумала, что "Джиро" проходит в Италии, где я живу, а последний этап вообще рядом с моим домом. И когда тренер спросил о моем решении, я сказала, что еду дальше. Все надеялась, что не будет боли и смогу нормально проехать. Кроме того, у меня перед глазами был пример Родригеса, который доехал в Италии с тремя сломанными ребрами. Так что это была моя принципиальная позиция. В любом случае пришлось бы тренироваться, ведь это был самый разгар сезона. К тому же не та травма, с которой нужно лежать. Так что считаю, что приняла верное решение.

- В Италии команда тебе снимала дом?

- Нет, мы жили в квартире. Трехкомнатной. Две белоруски, три казашки. Было тесновато, конечно, но, как говорится, в тесноте, да не в обиде. Меня практически никогда не было дома. Приезжала на два-три дня между гонками.

- И чем предпочитаешь заниматься в свободное время?

- Свободного времени очень мало. Поэтому просто отдыхаю. Могу на шопинг съездить, к друзьям. У меня подруга русская живет в Италии. Иногда еду недели на две в горы. Там тихо, красиво. Хорошее место для тренировок и для восстановления. Ну а настоящий отдых начался у меня, только когда приехала домой в Беларусь.

- Какие гонки тебе больше нравятся – однодневные или многодневные?


- И те, и другие по-своему хороши. Нравятся многодневки с горными этапами. Не то что в этом году сделали "Тур де Франс" без гор, только на двух этапах был маленький подъемчик длиной в километр, а может, и меньше.

- О том, что ты любишь гонки со сложным рельефом местности, давно известно. Неслучайно ведь по итогам сезона тебе досталось звание "Горной Королевы".

- Да, в этом году на этапах Кубка мира я набрала больше всех очков в горах и получила горную майку.

- Сколько гонок реально проехать за сезон?

- У меня этом сезоне было восемьдесят гоночных дней, в том числе девять многодневок.

- Это много?

- Скажем так, немало. К примеру, у мужчин в профессиональных командах за сезон набирается до ста гонок. С другой стороны, они "Тур де Франс" проехали – уже 30 дней. Если брать нашу команду, то у девчонок вместе с треком получилось намного меньше стартов.

- Есть в твоем календаре гонка, которую ждешь с особым нетерпением?


- Чемпионат Беларуси, потому что едешь домой.

- Последние годы ты выступаешь в майке чемпионки Беларуси? Насколько это повышает твой статус в команде, в гонках?


- В Европе очень популярно быть чемпионом своей страны. В любой команде чемпионская майка – большой плюс. Во-первых, это привлекает внимание болельщиков, во-вторых, каждый спонсор хочет размещать свой логотип именно на чемпионской майке. Поскольку разрешается только три спонсора, то обычно туда попадают самые крупные.

- Каково ощущать себя номером один в белорусском женском велоспорте?


- Я отношусь к этому достаточно спокойно. Нет ощущения, что я какая-то звезда.

- Есть ли в женском профессиональном пелотоне гонщица, на которую тебе хочется равняться?


- Для всех кумир Марианн Вос, а мне больше нравится Эмма Юханссон. Всегда спокойная, хладнокровная, уверенная в себе.

- А кто, на твой взгляд, сегодня задает тон в женском велоспорте?


- В первую очередь, это, конечно же, голландка Вос. Хотя на последнем чемпионате мира она выглядела уставшей. Это было заметно по ней не только в гонках, но даже перед стартом. Очень сильна француженка Полин Ферран Прево, которая выиграла в Понферраде групповую гонку.

- Ты ведь опережала ее в рейтинге UCI…


- По ходу сезона, да. Но в итоговом рейтинге она расположилась выше. Также отметила бы итальянку Элизу Лонго Боргини, американку Эвелин Стивенс, шведку Эмму Юханссон, англичанку Лиззи Армитстед.

- Отношение со стороны соперниц изменилось, когда они стали чувствовать в тебе конкурентку?


- Первый год, когда я только начала выступать, все смотрели с удивлением: кто такая, откуда взялась. Потом привыкли, начали больше общаться. Не могу сказать, что сейчас у меня есть близкие подруги среди лидеров женского пелотона, но со всеми поддерживаю дружеские отношения.

- В спорте психологическая уверенность играет очень большую роль. Чувствуешь, что соперницы тебя уже боятся?


- Иногда да. Сама страха ни перед кем не испытываю, но отношусь ко всем с уважением. У девушек ведь все эмоции на лице. Еще до начала гонки можно увидеть, у кого какое психологическое состояние, кто как настроен и кого стоит больше всего опасаться. Со временем начинаешь все больше разбираться в этих нюансах.

- За счет чего приходит уверенность?

- Чем больше стартов, тем больше появляется уверенности в себе. Вспоминаю свой первый год, тоже коленки тряслись перед каждой гонкой. Стоишь бледная, думаешь, как мне страшно, как будет сейчас тяжело. А когда начинаешь ехать гонку за гонкой, понимаешь, что ничего в этом страшного нет. Со временем боязнь стартов и соперниц проходит. Сейчас, выходя на старт, я абсолютно спокойна, знаю, что должна выполнить работу и показать свой максимум. Смысл нервничать, переживать, тратить энергию? Это когда маленькая была, у меня за неделю до соревнований начинался мандраж, в животе от страха щекотало. Лежишь всю ночь и в голове гонку едешь. Сейчас даже перед очень важными стартами, когда собирается много болельщиков, перекрестилась - и поехала.

- Наверное, это и есть опыт?

- Да, чем больше выступаешь, тем увереннее себя чувствуешь. Еще больше начинаешь верить в себя, когда одерживаешь победу в гонке. Чувствуешь просто невероятный прилив сил.

- Если реально смотреть на вещи, ты можешь выигрывать у лидеров?


- Конечно, могу. Даже в этом сезоне я могла выиграть намного больше гонок и показывать значительно более высокие результаты.

- Что помешало?

- Дело в том, что уже после первой горы все мои девчонки из "Астаны" отставали, и я оставалась одна. Тогда как Вос или Юханссон продолжали помогать две-три, а то и четыре партнерши. И мне приходилось самой выполнять всю работу, которую обычно в других командах делают грегари – самой ехать брать бачки, питание. К примеру, в гонке Кубка мира, когда я финишировала третьей, вполне могла побеждать, но по ходу дистанции пришлось делать много лишних телодвижений. К слову, это стало одной из главных причин, почему я решила поменять команду.

- С этого момента можно поподробнее?

- Да, в следующем году я не буду выступать за Astana Be Pink, потому что перехожу в другую команду. Мне предложил контракт один из лидеров женского профессионального велоспорта Spesialized-lululemon. Эта команда уже три года подряд выигрывает женскую командную гонку на чемпионате мира. Правда, недавно у команды сменились титульные спонсоры, и в сезоне 2015 года она будет выступать под названием Velocio-SRAM.

- Думаешь, в Velocio-SRAM все будет по-другому?


- Уверена в этом. Знаю эту команду, гонщиц, как они едут. Если меня берут на горы, то можно не сомневаться, что команда будет рядом со мной до финиша гонки. Я советовалась с Костей Сивцовым, который несколько лет назад выступал за их мужской состав. Тогда они назывались HTC-Highroad. Он сказал, чтобы я даже не думала, потому что это команда совсем другого уровня.

- Конкуренции в новом коллективе не боишься?


- Нет. Меня берут как лидера команды. Естественно, что в гонках, которые не подходят под мои данные, к примеру, на равнине, где мне сложно себя проявить, я буду работать на команду. Но не сомневаюсь, что в горах вся команда будет работать на меня.

- На какой срок рассчитано твое сотрудничество с Velocio-SRAM?


- На два года. Меня это полностью устраивает. Тем более что как раз два года осталось до Олимпиады. Кроме того, в новой команде мне пообещали оплачивать все билеты домой, можно будет приехать на пару дней, повидаться с семьей, закрыть вопросы по учебе. Я ведь на юридический факультет БГУ поступила.

- Почему именно юрфак?


- Признаюсь, сразу хотела поступать на международные отношения, чтобы заодно подтянуть иностранные языки, но там нужно учиться на дневном, а при моем календаре это очень сложно. Поэтому решила идти на юридический. В будущем пригодится. Тем более что после окончания карьеры я хотела бы остаться в велоспорте, работать в том или ином качестве в какой-нибудь команде. Когда находишься в Европе и видишь, как там развивается велоспорт, какое к нему отношение, понимаешь, насколько мы в Беларуси отстали. Хотя у нас тоже есть сдвиги. Появился велосипедный клуб "Минск", у ребят в этом году было намного больше стартов, чем раньше. Пусть медленно, но развиваемся.

- На твой взгляд, реально ли попасть в тройку на престижных гонках, на том же чемпионате мира, выступая без команды?


- Это возможно. Хотя, конечно, в одиночку сделать это намного сложнее, чем тем, кто едет с командой. Сразу меняется тактика, нужно самостоятельно контролировать соперников и делать всю работу, которой в команде обычно занимаются твои партнеры.

- На чемпионате мира ты выступила в командной и групповой гонках. А попробовать себя в индивидуальной не было желания?


- Очень хотела проехать индивидуальную гонку и была хорошо готова физически, но тренер решил, что не стоит. Девочки из других команд были очень удивлены, что я не поехала "разделку".

- Как считаешь, можно совмещать по ходу сезона выступление на шоссе и на треке?


- Думаю, да. Итальянки из моей команды так и делали. Наш тренер Вальтер Дзини составлял им календарь на сезон с учетом шоссейных и трековых соревнований. Они проехали чемпионат мира на шоссе, а затем отправились на национальный чемпионат на треке и выступали на чемпионате Европы в Гваделупе. Взять тех же австралиек, которые все выигрывают на треке, они же в сезоне едут все крупнейшие шоссейные гонки. И "Тур де Франс", и "Джиро д’Италия"…

- Ты ведь показывала неплохие результаты на треке. Нет желания вернуться?


- Я в общем-то не против. Если нужно, могу проехать, показать, на что способна. Ну а там уж пусть решают, смогу ли я помочь национальной команде.

- На треке последний раз давно ездила?


- В этом году. В Италии ездила на трек тренироваться.

- В женском велоспорте деньги по-прежнему крутятся не очень большие?


- По сравнению с мужским, да.

- Британка Армитстед недавно предложила UCI ввести минимальные зарплаты для женщин…

- Это было бы здорово. У мужчин в профессиональной континентальной команде минимальная зарплата более 30 тысяч евро в год. У женщин такие деньги зарабатывают разве что гонщицы уровня топ-10.

- В женском велоспорте иногда случаются ситуации, когда гонщицы на пике карьеры начинают заниматься личной жизнью. Мужчины в этом плане кажутся более прогнозируемыми.

- Конечно, им ведь рожать не нужно. Гоняются - и всё. А у женщин рано или поздно наступает момент, когда нужно задуматься над созданием семьи и личной жизнью. Некоторые после рождения ребенка возвращаются в большой спорт, но это сложно прогнозировать. К примеру, Эмма Юханссон всем рассказала, что после Олимпийских игр 2016 года планирует уйти из велоспорта, хочет строить семью, рожать детей, быть мамой. У меня таких четких планов пока нет.

- Зато наверняка есть цель, по достижении которой можно будет сосредоточиться на личной жизни?


- Конечно, есть. Но это секрет.
0061580