• Чемпионат Беларуси по футболу
  • Биатлон
  • Хоккей
  • Футбол
  • Теннис
  • Баскетбол
  • Гандбол
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
  1. Оценивает по походке. История бывшего балетмейстера, который в 74 года работает фитнес-тренером
  2. Прокурор: Протесты в Беларуси начались и из-за блогеров из Бреста. Обвиняемых лишили слова в суде
  3. В Украину не пустили автобус из Беларуси: у всех 35 пассажиров — поддельные справки о ПЦР-тестах
  4. «Письма Шрёдингера» и рассказы в неволе. Максим Знак в заключении написал более сотни произведений
  5. Доски стали «золотыми»: пиломатериалы подорожали в два раза. Разбираемся, что происходит
  6. В Мингорисполком подана заявка на проведение «Чернобыльского шляха»
  7. Закроем наши посольства там, где они не приносят отдачи? С кем мы успешно торгуем, а с кем — просто дружим
  8. «Этот магазин для всех». В Минске открывается гастромаркет FishFood, где закупаются рестораны
  9. МВД прокомментировало жалобы на условия в ИВС на Окрестина и в Жодино и показало видео из изолятора
  10. Топ-10 самых популярных подержанных авто в стране. Какие на них цены?
  11. Последняя официальная статистика по коронавирусу в Беларуси: за сутки умерло 10 человек
  12. «У Лукашенко нет опоры в госаппарате». Латушко рассказал про новые санкции и транзит власти
  13. За прошлый год белорусов стало меньше на 60 тысяч
  14. Налоговики создадут «супербазу» доходов населения. Какую информацию включат в нее
  15. Полчаса процедуры, два дня страданий. Как я сделала прививку от коронавируса
  16. Что сейчас происходит между Россией и Украиной и при чем тут Беларусь: поясняем простыми словами
  17. Пассажиры автобуса, которых не пустили в Украину из-за поддельных ПЦР-тестов, рассказали подробности
  18. В Беларуси не хватает более 2 тысяч врачей и столько же — медсестер. В Минтруда рассказали про дефицит специалистов
  19. С осторожным оптимизмом. Как безвизовый Гродно, потерявший туристов и деньги, ждет новый сезон
  20. История одного фото. Как машинист метро и его коллеги помогали пассажирам после взрыва 11 апреля 2011 года
  21. В Беларуси хотят разрешить создавать партии только постоянно проживающим в стране гражданам
  22. «По фестивалю решили ударить». Директор «Славянского базара» о том, что вокруг него происходит
  23. Глава Минска задумался об отказе от участков под паркинги у МКАД. И вот почему он прав
  24. Умер муж королевы Великобритании принц Филипп. Ему было 99 лет
  25. «Не надо изобретать велосипед». Минский архитектор показал, как выглядит его загородный дом
  26. «Затеял игру в президентство». В суде над Бабарико допросили свидетеля в наручниках и озвучили жалобы
  27. Какие курсы доллара и евро установили обменники на выходные
  28. «Джинн злобно загоняется в бутылку». Большое интервью с многолетним журналистом президентского пула
  29. Роман одного из самых известных белорусских писателей отправили на экспертизу
  30. «Больше 1000 долларов за две недели». Бухгалтер на пенсии открыла онлайн-школу и учит печь хлеб


/

13 июля 1967 года за полкилометра до финиша 13-го этапа «Тур де Франс» лучший британский велогонщик Том Симпсон начал терять контроль над своим телом. Его медленно водило из стороны в сторону, пока он не рухнул на окаменелую обочину подъема на гору Мон Ванту. Через несколько месяцев после этого случая в мире начнется настоящая борьба против допинга в спорте.

Фото: официальный сайт "Тур де Франс"
Том Симпсон. Фото: официальный сайт «Тур де Франс»

Том Симпсон был шестым ребенком в шахтерской семье. Он родился в конце 1930-х годов и провел детство на фоне бомбардировок Второй мировой войны. До 13 лет он вместе с семьей жил в небольшом городке Гасвелл, но затем перебрался в Гарворт — тоже не мегаполис, но там хотя бы была своя велосекция. Это позволило Тому больше не брать на время велосипед у двоюродного брата, ведь теперь он мог кататься хоть каждый день, да еще и на спортивном классе.

Симпсон не только гонялся в свое удовольствие, но и со временем начал показывать неплохие результаты. В 15 лет он уже опережал совершеннолетних противников и попал на карандаш команд покрупнее. Том так увлекся гонками, что начал писать письма звездам велоспорта, прося у них советов. Ему ответил австриец Георг Бергер, предложив попробовать себя в трековых соревнованиях.

Но перед тем как Том воспользовался этим советом, он чуть не забросил велоспорт. В 17 лет его дисквалифицировали на полгода за проезд на красный свет.

Во время паузы Симпсон попробовал себя в мотогонках. У него неплохо получалось, но для роста результатов необходим был более мощный мотоцикл, который Том себе позволить не мог. А тут как раз завершилась дисквалификация.

Поэтому Том перешел в трековый велоспорт и сразу же шокировал всех, с ходу выиграв серебряную медаль чемпионата Великобритании. Симпсон продолжал прогрессировать, и в 18 лет получил место в сборной для участия в Олимпийских играх.

Фото: официальный сайт "Тур де Франс"
Фото: официальный сайт «Тур де Франс»

Далее карьера Тома шла только вверх: бронза Олимпиады и победы на всех крупнейших гонках страны, возвращение на шоссе, переезд во Францию, заключение первого профессионального контракта и триумф в Европе. Симпсон выиграл почти все престижнейшие гонки континента, а в 1965-м стал первым в истории чемпионом мира из Великобритании, за что получил звание лучшего спортсмена страны.

Лишь одна гонка никак не могла покориться Тому — «Тур де Франс». На ее победу Симпсон нацелился в 1967 году. К тому времени он уже имел статус лучшего британского гонщика в истории.

Сейчас «Тур» по праву считается одним из самых тяжелых спортивных соревнований в мире, но в 1960-е это было настоящее испытание, в котором победить мог лишь гонщик, выступающий на грани возможностей человеческого организма. За 24 дня участники должны были преодолеть 22 этапа общей протяженностью 4779 километров. И один плохой день мог обесценить все усилия.

Симпсон хорошо начал гонку и быстро стал одним из лидеров общего зачета, но к началу второй недели у него начались проблемы с желудком. Том не мог нормально есть, его мучила диарея, что привело к потере времени и позиций. Перед 13-м этапом британец был истощен и оказался перед дилеммой: его тренер Гастон Пло советовал Тому закончить гонку, но агент Даниэль Дуссе настаивал на продолжении участия, ведь на кону был крупный контракт с большим итальянским клубом «Сальварани». Журналисты ждали решения Симпсона в холле гостиницы, Том спустился и сделал заявление:

— Сегодня, 13 июля, нас ждет 13-й этап, а это на удачу, ведь моя жена и моя дочка родились 13-го числа. Сегодня я намерен взять реванш. Это очень важный день для развития карьеры. Я провел ранние годы в бедности и не хочу, чтобы мои дети себе в чем-то отказывали.

В этот день гонщиков ждал подъем на самую легендарную вершину мирового велоспорта — Мон Ванту. После 200 километров по равнинному участку гонщики должны были преодолеть 20 километров в гору. Мон Ванту выматывала постепенно. Первая часть восхождения проходила в лесу, но затем вся растительность исчезала и перед спортсменами появлялись лунные пейзажи. Гонщики оказывались в окружении камней и песка, обдуваемые колючим ветром и обжигаемые палящим солнцем. Цель — старая обсерватория на вершине подъема.

К старту температура поднялась до 40 градусов. На вершине подъема она достигала 45. Доктор гонки Пьер Дюма в разговоре с журналистом Пьером Шани сделал зловещее предостережение.

— Если гонщики полезут в сумку со своими наркотиками, то сегодня кто-то умрет.

В то время в мировом спорте, по сути, не было допинг-контроля, а спортсмены травили себя всякой гадостью. Коктейль Симпсона был одним из термоядерных. Уже перед стартом он выпил бренди, а по ходу первой части этапа открыл один из пакетиков с амфетаминами. Перед началом восхождения Том использовал и второй.

Британец держался с лидерами, но затем начал немного отставать. За два километра до вершины Симпсон замедлился, а затем рухнул с велосипедом на асфальт. К Тому подбежал механик Гарри Холл.

— Это все, Том. Твой «Тур» закончен. Поехали домой.

Но Симпсон отказывался сдаваться. Из-за спины Холла выглядывал спортивный директор команды Алек Тэйлор.

— Если Том хочет ехать дальше, то пусть едет.

Фото: официальный сайт "Тур де Франс"
Фото: официальный сайт «Тур де Франс»

Симпсон, двигаясь зигзагами, проехал еще полкилометра и начал терять управление. В окружении болельщиков и персонала он медленно докатился до обочины. Уже лежа на земле, Том успел произнести: «Посадите меня обратно на велосипед!» — и потерял сознание.

В течение 40 минут ему оказывали помощь на месте, а затем вертолет доставил гонщика в госпиталь. На вечерней пресс-конференции организатор «Тур де Франс» Феликс Левитан сообщил, что 29-летний Симпсон скончался, не приходя в сознание. Сердце Тома не выдержало смеси из амфетаминов, алкоголя, 45-градусной жары и нагрузок на границе возможностей измученного болезнью тела.

Вскоре после смерти Симпсона в профессиональном спорте началась борьба с допингом. В 1968 году был обнародован список запрещенных веществ, начали регулярно проводиться тесты.

Похороны Тома в родном городке Гасвелл посетили более 5000 человек. В честь Симпсона на месте его смерти возведен монумент — один из самых знаменитых памятников велоспорта.

Мон Ванту остается самым популярным подъемом у велогонщиков. Она регулярно попадает в маршрут «Тур де Франс». Каждый год до 130 000 любителей пытаются покорить этот подъем. Для семьи Тома Симпсона это место долгие годы оставалось табу, но в 1997 году его дочь Джоанна решила сама взобраться на вершину.

Фото: из архива Джеймса Стрэффона.
Фото: из архива Джеймса Стрэффона.

— Когда карабкалась туда на велосипеде, то повторяла: «Да уж, папа, это дьявольски тяжело!» Но затем я добралась до памятника и подумала: «Что же, ты выбрал красивое место для смерти. Какой вид!»

-10%
-30%
-15%
-25%
-43%
-30%
-15%
-50%
0072964