Последний белорусский олимпийский чемпион по тяжелой атлетике Андрей Арямнов намедни объявил о завершении карьеры. О проблемах этого вида спорта и его будущем SPORT.TUT.BY решил узнать у столичных детских тренеров. Выяснилось, что не все так хорошо, как рассказал президент страны Александр Лукашенко на встрече с руководителем Международной федерации тяжелой атлетики Тамашем Аяном.

В то время как большинство секций по тяжелой атлетике по разным причинам было закрыто, в городе осталось всего несколько мест для занятий со штангой. И профсоюзная школа «Спартак» является центром детской тяжелой атлетики в современном Минске.
У детей она не пользуется популярностью, и, разумеется, здесь существует проблема отбора. Принимают тех, кто приходит. А ведь определить, вырастет ли из ребенка чемпион, можно уже только по «включениям» в локтях, гибкости и координации движения. Но что поделать, раз селекции в век планшетов больше быть не может, тренеры работают со всеми.
Сегодня в СДЮШОР профсоюзов «Спартак» трудятся четыре специалиста. У каждого из них есть группа начальной подготовки по десять учеников. Но это списочный состав, а на практике регулярно посещают тренировки лишь единицы. В день подготовки этого материала под руководством опытного наставника Владимира Ермолаева занимались трое мальчишек.
Нетрудно предположить, что дети, имея огромный выбор развлечений на улице и в виртуальном мире, не желают напрягаться и потеть. А те из них, кто все же дошел до зала, обычно идут на конфликт с родителями.
«Папы и мамы не хотят для своего ребенка будущего со штангой, и сами определяют его в теннис или хоккей, — признает старший тренер школы Александр Пономарев, который в тяжелой атлетике уже сорок девять лет. — Приходится сталкиваться с ситуацией, когда дети скрывают от родителей то, чем они занимаются. Говорят, что это атлетическая гимнастика, не более. Тайна вскрывается обычно перед первыми соревнованиями. И тогда разгораются ссоры, до слез. Плачут дети, плачут бабушки».

В столичный спорткомплекс «Спартак», что на Берута, 11а, взрослые за руку отводят девчат на художественную гимнастику, ребят — на таэквондо, и тяжелая атлетика на их фоне выглядит осиротелой.
«Родители опасаются, что их чадо у нас не будет расти, хотя это, конечно, стереотип. Наоборот, физическое развитие стимулирует рост. И уж точно его больше ограничивает наследственность, чем занятие тяжелой атлетикой. Нагрузки на суставы? Знаете, у нас не такой большой набор, чтобы ломать детей. Мы вообще-то их бережем», — добавляет Пономарев.
Еще одним фильтром на пути в мир профессионального спорта для маленьких штангистов становится готовность терпеть. Примерно до четырнадцати лет ребята занимаются гимнастикой, то есть укрепляют мышцы тела, работают с маленьким весом, оттачивая технику. Это монотонный труд, и выдержать дистанцию в несколько лет подобных тренировок удается только самым-самым. Рост индивидуальных результатов, а вместе с ним и появление азарта отмечается лишь в следующей возрастной группе.
«Это переходный этап, когда дети из куколок, когда у них ничего не получается, превращаются в бабочек», — пояснил Владимир Ермолаев.
По мнению Александра Пономарева, тяжелоатлетической школе было бы легче удержать детишек, имей они возможность экипировать их — предоставить комбинезон, штангетки (специальная обувь. — Прим. TUT.BY).

Ермолаев тренирует детей с 1972 года. В «Спартаке» он с 2010 года, с тех пор как закрыли секцию по тяжелой атлетике при подшипниковом заводе. В его группе начальной подготовки занимаются девятилетний Данила Гулевич, двенадцатилетние Вова Горбатюк и Денис Якубовский.
В зале с «железом» они делают упражнения на тягу, выполняют жим лежа, работают над укреплением всех групп мышц на тренажерах. Общефизическая подготовка занимает восемьдесят процентов от тренировочного времени, оттачивание техники толчка и рывка — всего двадцать.
«Завершили процесс заданием на расслабление: дети повисели на перекладине, поболтали туловищем туда-сюда», — добавил Владимир Петрович.

Данила Гулевич — это редкий пример того, как в тяжелую атлетику ребенка привел родитель. Отец мальчика Сергей является выпускником «Спартака», мастером спорта, победителем юношеского чемпионата страны.
«Тяжелая атлетика — это основополагающая дисциплина для всех видов спорта, — убежден Сергей. — А заниматься спортом совершенно точно лучше, чем сидеть дома за компьютером. И раз ребенку самому понравилось, то моя задача — поддержать его в этом увлечении, помочь ему стать мужчиной».
Обычно в штангисты берут с десяти лет. Для Данилы тренеры сделали исключение, предложив ему в девять щадящую программу.
О людях, укрощающих большие веса, Вова Горбатюк узнал из телевизионного сюжета, после чего принялся искать ближайшую такую секцию. Вот уже полгода его путь на тренировку составляет девять остановок на общественном транспорте. «Мне так сильно нравится поднимать тяжести, что я готов сюда ехать через полгорода», — объяснил мальчик. Своей главной победой на данный момент он считает технически правильно исполненный толчок два месяца назад.

Денис Якубовский пришел в «Спартак» после того, как не срослось с баскетболом и греблей. Тяжелой атлетикой он занимается чуть более недели. «Это самая лучшая секция из всех, где я был. Тут не сразу „нагружают“, как в гребле, а постепенно. Находится школа недалеко от дома, это плюс. Хочу заниматься спортом, исправить фигуру и достичь успеха, поэтому, думаю, я здесь надолго».
Денис готов работать с сорокакилограммовыми весами и уже видит себя на пьедестале — пока только городских соревнований. «Как выиграю первенство Минска, отберусь на республиканские соревнования, можно будет и об Олимпиаде задуматься», — смело рассуждает мальчик.
Старший тренер СДЮШОР профсоюзов «Спартак» Александр Пономарев говорит, что пока малые дети не знают, кто такие Валерий Шарий, Александр Курлович, Леонид Тараненко и Андрей Арямнов. А все они — наши рекордсмены и олимпийские чемпионы по тяжелой атлетике, примеры твердости характера, трудолюбия и безграничных возможностей человека. Об этом Даниле, Вове и Денису наверняка расскажут, если они не оставят спорт к четырнадцати годам.



